Как ценники вводят покупателя в заблуждение

statics/images/arcticles/072019/31072019xad0b5812.jpg
Добросовестные продавцы на продукт, который нельзя резать, сразу наклеивают стикер с ценой за единицу товара.
Фото Елены Поповой
Любительница хорошего сыра вологжанка Елена Попова заметила на полке супермаркета новый продукт - брынзу в яркой заводской упаковке по удивительно низкой цене: 46 рублей. Приятно удивил и натуральный состав на маркировке. «Наверное, акция», - решила она, тут же положив пачку в корзинку. «С вас 152 рубля», - шокировала ее кассир. Когда Елена потребовала объяснений, та ответила: «На ценнике указана цена за 100 граммов, а в упаковке - 335». 
- Конечно, теперь я ценники изучаю очень внимательно, - рассказывает Елена. - Но у меня всегда были проблемы с математикой, и я устала каждый раз стоять у прилавка и соображать, сколько стоит кусок сыра, - возмущается женщина. - К тому же в другом супермаркете цена твердого сыра значится за один килограмм, хотя он тоже продается небольшими брусками. Можно ли торговле так запутывать людей? 
- Стоимость не по факту - лукавство продавцов, маркетинговый ход, рассчитанный на особенность психологии не слишком внимательных покупателей, на которых маленькая цена действует магически, заставляя делать покупки, - считают эксперты Общества по защите прав потребителей. - Калькулятор кассы, выдавая итоговую сумму, отрезвляет и заставляет впредь быть более бдительными. К сожалению, законом такое оформление ценников не запрещено.
В п. 19 Правил продажи отдельных товаров говорится: «Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. В обязательном порядке на ценнике должно быть написано название продукта, который продается, и его цена за штуку, для весовых товаров - за 1 кг, за 100 г.».
Но можно ли считать фасованный сыр весовым, если конкретный вес уже указан изготовителем на производственной маркировке? И тогда на каждой единице товара (упаковке) должна быть указана отдельная цена?
- Смотря как товар проходит по накладной: как штучный или как весовой, - поясняет главный специалист по мониторингу сферы услуг отдела торговли, туризма и межмуниципальных связей департамента экономического развития администрации Вологды Татьяна Постникова. - Учитывая, что на кассе его не взвешивают, а пробивают уже по штрих-коду, он штучный. Интересы покупателей защищает и Закон «О защите прав потребителей», обязывающий продавца обеспечить предоставление необходимой информации в наглядной и доступной форме в целях своевременного обеспечения возможностей при выборе товаров потребителями, а не вводить их в заблуждение. Поэтому, если потребитель только при расчете понял, сколько на самом деле стоит продукт и не согласен с этим, он вправе отказаться от покупки.
Скорей всего, торговля руководствуется тем, что заводские упаковки имеют небольшое расхождение в весе, и проще сделать один общий ценник, указав стоимость за единицу веса, то есть за 100 граммов или килограмм, предлагая покупателям самим определять конечную стоимость фасованного продукта.
Тогда вопрос: а почему изготовитель при расфасовке не может поделить продукт на равные порции?
- Да, мы пытались сделать упаковки с одинаковым фиксированным весом, но ведь сыр - «живой» продукт, процесс производства которого длительный и трудоемкий, и, созревая, его головки-кругляши могут набрать разный вес, - рассказывает заместитель председателя ПК «Вологодский молочный комбинат» Ольга Потапова. - Поэтому и сегменты, на которые мы их делим и упаковываем небольшими порциями для удобства покупателей, не могут быть абсолютно одинаковыми. Однако в своих фирменных торговых точках мы решили не вводить покупателей в заблуждение и на каждом герметично упакованном бруске размещать отдельный ценник, чтобы покупатель сразу видел его фактическую стоимость. Считаю, так будет правильно. 
Ситуация

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: