Как сдержать цены на бензин
1235
В Череповце заработала первая в городе и вторая в области АЗС «Газпромнефти». Помимо менеджмента этой нефтяной компании в церемонии открытия АЗС приняли участие заместитель губернатора Алексей Кожевников и мэр Череповца Юрий Кузин. Власти не скрывают, что именно приход в регион крупных игроков в нынешних условиях - один из ключевых факторов по сдерживанию роста цен на топливо.
Минимум рубль двадцать
В прогнозах на 2017 год ценам на бензин уделялось не меньше внимания, чем возможной стоимости водки и сигарет. Так, вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что рост цен на топливо будет в пределах инфляции (целевой ориентир Банка России - 4%). А глава нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов предрекал плавное подорожание топлива на 8-12%. В свою очередь, по прогнозам Минфина, в 2017 году средняя стоимость литра бензина увеличится на 6,5-7%. При этом минимальное подорожание бензина, по данным ведомства, составит дополнительные 1 рубль 20 копеек за литр. Верхний порог неизвестен.
- Почему стоимость бензина на заправках продолжает расти, даже несмотря на то, что баррель нефти со 100 с лишним долларов подешевел почти в два раза? - недоумевали в последнее время многие автомобилисты. И действительно, картина выглядит парадоксально. Дешевеет сырье или дорожает - топливо у нас все равно растет в цене. А копеечные корректировки, скорее, выглядят исключением, подтверждающим правило.
Это в Европе и США цена на нефть играет определяющую роль - порядка 70% в стоимости топлива. В нашей стране, по оценкам специалистов, цене за баррель отведены только 6% в конечной цене за литр на заправке. Вот почему нефтяные скачки не оказывают существенного влияния на стоимость горючего. Гораздо более весомое значение принадлежит переработке - 22%, разнице между оптовой и закупочной ценой - 18%. А вот пальма первенства - более 50% в стоимости бензина - принадлежит налогам и акцизам. На Западе, к слову, этот показатель составляет порядка 11%. Только в прошлом году акцизы на топливо повышались дважды. В общей сложности на автомобильный бензин, не соответствующий 5 классу, они поднялись почти на 70%, на бензин класса 5 перешагнули эту отметку, на дизельное топливо - порядка 50%. Таким образом, государство отчасти стремилось компенсировать потери бюджета, вызванные санкциями и стагнацией в экономике.
Длинное «плечо»
Когда вологжане говорят о ценах на бензин, то, как правило, сравнивают их с соседней Ярославской областью.
- В новогодние праздники заправился в Ярославле по 35 рублей за литр, - рассказал мой коллега.
Оказывается, что по дешевизне топлива Ярославская область занимает третье (!) место в России. По информации РИА Новости, средняя цена литра 95-го бензина в соседнем регионе составляет 36,09 рубля. Ниже топливо стоит только в Ивановской и Курганской областях (и там, и там - 35,87 рубля). В первую тройку регионов с самым дорогим топливом входят Чукотка (56 рублей за литр «девяносто пятого»), а также Якутия (47,29 рубля) и Магаданская область (46,67 рубля).
На Вологодчине стоимость бензина вплотную приближается к 40 рублям за литр. Это послужило поводом для перевозчиков в начале января обратиться к мэру Вологды с предложением о сокращении скидок при проезде льготников в общественном транспорте областного центра.
Впрочем, сотрудники антимонопольной службы считают, что сравнивать топливные рынки Ярославской и Вологодской областей не совсем корректно. Ведь у ярославцев - несколько нефтеперерабатывающих заводов, а у нас - ни одного.
Но и в Архангельской области перед самым Новым годом АИ-92 на заправках «ЛУКОЙЛа» стоил 35,74 рубля (для сравнения, на Вологодчине на «лукойловских» АЗС - 37,37 рубля), а АИ-95 - 39,44 рубля (в нашей области - 39,72 рубля).
- У нас своей нефтепереработки тоже нет. Все топливо привозное, - рассказывает руководитель пресс-службы УФАС Архангельской области Денис Бугаев.
Почему же нефтяная компания одна, а цены - разные?
Оказывается, в составе одной вертикально интегрированной нефтяной компании могут работать несколько поставщиков. Так, на топливном рынке Вологодской области работает ООО «Лукойл-Волганефтепродукт», центральный офис которого расположен, напомним, в Нижнем Новгороде, а в Архангельской - ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт».
- Эти продавцы являются самостоятельными юридическими лицами, у них разные поставщики топлива, разные закупочные цены, разные финансово-экономические показатели своей деятельности, поставки осуществляются с разных нефтеперерабатывающих заводов, - поясняет руководитель УФАС по Вологодской области Наталия Мерзлякова.
К слову, «Лукойл-Волганефтепродукт», один из ведущих продавцов автомобильного топлива на Вологодчине, закупает бензин с нефтеперерабатывающих заводов Республики Коми, Пермского края и других северных территорий, где себестоимость добычи и переработки сырья достаточно затратные. Плюс к этому существенных расходов требует и доставка топлива на АЗС области.
- Мы как-то поинтересовались у представителей нефтяных компаний, почему они не закупают топливо для Вологодской области, допустим, у других компаний, но в Ярославле. Ведь тогда удалось бы серьезно снизить издержки на транспортировку. Продавцы ответили, что они не могут пойти на этот шаг, поскольку у каждого из них свои заводы, свое качество топлива и бренд, - рассказали в Вологодском УФАС.
Разрушить монополию?
На стоимость топлива в регионах, безусловно, влияет и ценовая политика основных игроков. На Вологодчине, по информации сайта www.benzin-price.ru, насчитывается 204 АЗС. С учетом открытой на днях заправки «Газпромнефти» - 205. Так вот, практически каждая третья (64 АЗС) принадлежит компании «ЛУКОЙЛ». У ближайшего к нему продавца - «Энтиком-Инвеста» - 19 заправок, у «Севергаза» - 16, у компании «Шелл» - 15, у «Газпромнефти» - всего две. А вот больше всего заправок - 84 - принадлежит небольшим игрокам («Вестмаркет», «Ресурс-Ойл», «Спутник»), которые вынуждены покупать топливо опять же на лукойловских нефтебазах или там, где дешевле.
В той же Ярославской области явного доминирования на топливном рынке не наблюдается. Буквально в затылок «Газпромнефти» (39 АЗС) «дышит» ТНК (33 заправки). У «Ярославской топливной компании» - 20 АЗС, по данным сайта, у «Татнефти» и «ЛУКОЙЛа» - по 15 станций.
Принять меры к участникам рынка антимонопольная служба может только в случае обнаружения сговора, когда сразу несколько продавцов одновременно и на равную величину изменят свои цены. Подобный прецедент был в 2009 году, когда Вологодское УФАС инициировало дело о сговоре между местными продавцами нефтепродуктов. Но нефтяники тогда смогли обосновать повышение цен объективными факторами, и судебные инстанции отменили решение антимонопольщиков.
Более того, по итогам 2016 года при росте закупочных оптовых цен на АИ-92 у «ЛУКОЙЛа» более чем на 20% цены на АЗС выросли на 4,8%. Таким образом, поясняют в УФАС, применение мер антимонопольного реагирования невозможно, поскольку просматривается объективная сопоставимость расходов и возможной прибыли.
Таким образом, выход сложившейся ситуации на региональном топливном рынке эксперты видят в создании благоприятного инвестиционного климата и привлечении крупных продавцов бензина и дизтоплива.
Комментарии (0)