Как ни крути, а состав раскрыть придется

statics/images/arcticles/022019/06022019x3c5db585.jpg
Прверяющие обнаружили продукты, состав которых до сих пор «замаскирован».
Фото автора
Истек переходный период, отведенный производителям молочной продукции, содержащей растительные жиры, на смену упаковок, как того требует регламент Таможенного союза. Информация о наличии в продукте заменителей молочного жира обязательно должна быть заметна потребителю. Но исчезли ли с полок магазинов продукты, маскирующие свой истинный состав?

Ребусы для покупателей 

По условиям нововведения, чтобы текст с наименованием продукта был заметен, производители должны наносить его на упаковку или этикетку в отдельном поле, выделенном контрастным цветом, шрифтом не менее 2,5 миллиметра, и надпись «содержит растительные масла» размером не менее 3 миллиметров. Продукция, в составе которой есть немолочные жиры, не имеет права называться сырной или сыроподобной, а также использовать определения типа «сметанка», «маслице», «творожок» и тому подобные, что может ввести потребителя в заблуждение.

Совет

Мелкий шрифт, уклончивость формулировок и «фантазийные» названия, под которыми скрывается совсем не то, что мы планировали купить на самом деле, - все это уловки, рассчитанные на не слишком внимательного покупателя. Поэтому совет один: прежде чем положить товар в корзинку, внимательно, со всех сторон, изучите информацию!

Маркировка становится полностью обязательной, и продукция со старой этикеткой больше продаваться не должна, даже если срок годности такого товара еще не истек. 
Активисты проекта «Народный контроль» решили проверить несколько вологодских торговых сетей на предмет соблюдения изменений в технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции».
Выяснилось, что с упаковок молокосодержащей продукции с заменителем молочного жира действительно исчезли обманные наименования «масло», «творог», «сметанка». Но интересен тот факт, что некоторые производители просто оставили придуманное название товара на лицевой стороне упаковки, вообще убрав наименование продукта, что тоже может ввести потребителя в заблуждение. Например, на одной из пачек участники мониторинга увидели всего три слова «Крестьянский» «Сливочный вкус», а что это за продукт, так и не поняли 
Зато на другой пачке написано крупно и четко: масло растительно-сливочное - и обозначен процент содержания жира - 72,5%. Но какого?
Изучаем следующую пачку. На лицевой стороне продукта, похожего на сыр, лишь его название и торговая марка предприятия. 
О том, что это самый настоящий полутвердый сыр, мы узнали, лишь покрутив пачку и обнаружив интересующую информацию на сгибе упаковки. 
Выкладывая такие продукты на прилавки, супермаркеты тоже берут на себя ответственность за достоверность информации. Выяснилось, что они как раз правил не нарушают, четко именуя на ценнике молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира спредом. Зато в соседнем небольшом магазине, где торговля осуществляется через прилавок, под стеклом мы обнаружили пачку неизвестного продукта, этикетка которого сообщала: со сливочным вкусом. На нее была приклеена бумажка с цифрой 39. И все. Вот такой ребус для покупателей… 
Словом, вопросов много, и, чтобы получить ответы на некоторые из них, журналист «Красного Севера» купил несколько образцов молокосодержащей продукции и отправился за разъяснениями к экспертам Вологодского центра сертификации.

Есть что скрывать? 

- Есть нарушения или нет, зависит от даты выпуска продукта в обращение, - сделала вывод эксперт по молочной продукции Елена Марченко, внимательно изучив маркировку первого продукта с обозначением «растительно-сливочное масло». - Больше не допускается использование понятий «масло сливочно-растительное» и «масло растительно-сливочное» для пищевых продуктов в любых целях, в том числе для специализированных продуктов диетического и лечебного назначения, которые могут ввести потребителя в заблуждение. Если говорить по-честному, это обычный растительно-сливочный спред, а слово «масло» в названии - попытка ввести в заблуждение невнимательного покупателя. И не поэтому ли изготовитель постеснялся «громко» назвать себя, сделав это очень мелким шрифтом на обратной стороне пачки? 
Молокосодержащий продукт с массовой долей жира 9,0%, и его название «Сгущенка» ассоциируется с обиходным названием с явным расчетом на то, что потребитель приобретет его, считая, что покупает сгущенное молоко. 
Если «масло растительно-сливочное» и молокосодержащий продукт «Сгущенка» выпущены в обращение до 16.01.2019, то они могут находиться на прилавке магазинов до окончания срока годности. После 16.01.2019 они должны были сменить свои названия.
- Техрегламент больше не допускает в продуктах, в составе которых имеются заменитель молочного жира и молочный жир, использование в названиях термина, сходного с названием молочной продукции и вводящего потребителя в заблуждение - объясняет эксперт. - Что касается отсутствия наименования продукта на лицевой стороне пачки в следующем продукте с названием «Крестьянский, сливочный вкус», то изготовитель фактически ничего не нарушает, сообщает об этом на обороте, правда, вся информация, в том числе и о составе, напечатана мелким шрифтом. 
Что касается «спрятанного» наименования на четвертом продукте, похожем на сыр, то непонятно, почему изготовитель решил поскромничать. Судя по составу, это самый настоящий, качественный сыр. Может быть, таким образом он решил сконцентрировать внимание потребителей на торговой марке, которая как раз броско обозначена? 
Одним из способов введения потребителей в заблуждение специалисты считают и товарное смешение подлинной молочной продукции на магазинных прилавках с молокосодержащей продукцией с заменителем молочного жира, поэтому защитники прав потребителей давно настаивали на том, чтобы эти продукты были «разведены» по разным полкам в торговом зале. Требования общественности были услышаны правительством. С 1 июля 2019 года в торговом зале или ином месте продажи выкладка будет позволять визуально отделить молочные продукты от иных и сопровождаться надписью «Продукты без заменителя молочного жира». 
- Наши производители - молодцы, к ним нет никаких претензий. Они производят качественную продукцию, честно, открыто об этом сообщают, ничего не прячут и не хитрят! - сказала в заключение беседы Елена Васильевна. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: