Как на АЗС накачивают по полной

statics/images/arcticles/062019/11062019x60c2e51f.jpg
Фото Игоря Аксеновского
На АЗС заливают по умолчанию полный бак, вынуждая клиентов оплачивать избыточное топливо, - с такими жалобами стали обращаться автомобилисты на одну из вологодских заправок. Журналист «Красного Севера» съездил на место и узнал, что за маркетинговые хитрости использует известная сеть заправок. 

Должник поневоле 

Вологжанин Андрей Старостин, водитель с 20-летним стажем, привык пользоваться услугами автозаправочных пунктов одной и той же сети, где ты подъезжаешь, вставляешь пистолет в бак и спокойно идешь оплачивать услугу в размере, который сам посчитал нужным. И с момента оплаты, пока возвращаешься, тебе уже все налито. 
- Однако на этот раз я заехал помыть машину на автомойку на Окружном шоссе, - рассказывает Андрей. - Решил, пока автомобиль сохнет, заправиться бензином на АТС, расположенной по соседству. По привычке вставив пистолет в бак, направился к кассе, приготовив 500 рублей. 
- С вас 2 800, - огорошила кассир. 
- За что? - изумился Андрей. - Я столько не заказывал. 
Женщина объяснила, что, если клиент не внес предоплату заранее, а решил самостоятельно залить бензин, вставив пистолет, то включается система автозалива, и отсечка срабатывает только после полной заправки бака, поэтому клиент обязан оплатить все топливо. Мол, объявления об этом на колонках есть. 
- Но у меня только 500 рублей, - растерялся Андрей, вдобавок чувствуя себя униженным под напором образовавшейся очереди. Когда попытался протестовать, ему сказали, что все вопросы - к управляющему. Сошлись на том, что он написал расписку, обязавшись вернуть долг в течение трех дней. Напоследок мужчина еще раз обошел территорию, но объявления в зоне видимости клиентов так и не нашел. 
- Выходит, товар в таком объеме мне навязали? - обратился он с жалобой в Общество по защите прав потребителей. Его представители связались с руководителем предприятия, представившимся Сергеем Витальевичем.
- Мы ничего не нарушаем. В наших правилах все написано, - был краток он.
Правозащитники решили сделать контрольную закупку. К ним присоединился и корреспондент «Красного Севера». 
Начали с изучения информации. Объявлений много: «АЗС работает по системе «Постоплата» (клиент сначала заправляется, а потом рассчитывается); «При оплате топливной картой необходимо для заправки проверить наличие лимита»; «Топливо отпускается при поднятии пистолета».
И наконец увидели объявление в самом низу щита: «Без предварительного ограничения суммы или литража заправка автоматически осуществляется до полного бака». Шрифт голубого цвета, мелкий, пришлось надевать очки. А если их с собой не окажется? Попутно еще вопрос: кто же должен ограничить лимит?
Инструкция на заправке написана так мелко, да еще и синим шрифтом, что на нее просто трудно обратить внимание. | Фото Игоря Аксеновского
«Заправляясь самостоятельно, соблюдайте инструкцию. В случае возникновения вопросов обращайтесь к оператору», - рекомендует следующая надпись. Так пока к нему обращаешься, автоматика тебе уже закачает полный бак...
Впрочем, до этого не дошло: не успели мы подогнать к колонке машину, как тут же подошел молодой заправщик в фирменной спец­одежде и зафиксировал объем бензина на ту сумму, которую мы назвали, - 500 рублей, поэтому системой самостоятельного автоналива нам пользоваться не пришлось. 
Заплатив деньги, приходим к выводу: в принципе система пост­оплаты удобна для клиентов, и проблема возникает из-за несогласованности действий работников заправки и отсутствия доступной для восприятия информации. Если бы заправщики как следует регулировали процесс, то подобных проблем не возникало бы. 
- Сейчас клиентов немного, и напарник ушел пообедать. А так за исключением ночного времени всегда работаем вдвоем, - говорит оператор Алексей. 
Но Андрей Старостин утверждает, что заправщиков в тот момент и близко не было.

Не берите пистолет без спроса!

У общественных правозащитников свое видение ситуации:
- Сама я водитель с небольшим стажем, поэтому езжу только на такие заправки, где есть операторы, - поделилась опытом специалист Союза потребителей Вологды Марина Анатольевна. - Наученная неудачным опытом при обращении с пистолетом (бензин то не льется, то брызгается), теперь стараюсь не касаться оборудования и поэтому никогда не попадала в подобные ситуации.
Ставлю машину к колонке, дожидаюсь оператора и говорю, сколько надо, какого бензина, на какую сумму и только после этого иду оплачивать. Если бы мне без спроса залили полный бак, то для меня, женщины, даже при наличии необходимой суммы это были бы полный шок и море эмоций, ведь меня об этом не предупредили! Да, объявление вроде бы и есть, но в массе другой информации я его увидела, лишь когда на него указал оператор, и, хотя у меня зрение единица, прочитала его с трудом.
Отказаться от услуги нельзя: кассир объяснила, что откачать бензин обратно невозможно, электроника этого не позволяет. 
А договор считается заключенным, только когда сторонами согласованы все его существенные условия: объем закупки, вид бензина и стоимость. Если я вставила пистолет, то это не означает, что таким образом я дала согласие на услугу, тем более что наглядная информация затруднительна для восприятия водителя и не продублирована устным предупреждением оператора или кассира. 
На основании ст. 10 Закона порядок обслуживания должен быть прописан и размещен так, чтобы потребитель ознакомился с ним до заправки, например, на плакатах при въезде или на самой колонке, где вставляют пистолет, оформлен крупным, бросающимся в глаза шрифтом, а в ночное время еще и подсвечен. Формально этот принцип вроде бы соблюден, надпись на щите есть, но она затруднительна для обозрения клиентов. 
Клиент вправе, как говорится, не отходя от кассы, написать претензию, предложить вернуть бензин и отказаться оплачивать услугу.
А если пассажир, написав расписку, так и не заплатит? 
Предприятие вправе взыскать долг через суд. Но сделать это не всегда просто. К тому же санкции в отношении должников не самые суровые, ведь они не имели первоначального намерения похищать топливо, а просто стали заложниками ситуации. И тогда будет увеличиваться количество людей, заправляющихся в долг? Но самый главный убыток для предприятия сферы обслуживания - потеря клиентов. По крайней мере, Андрей Старостин намерен объезжать эту АЗС далеко стороной.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: