Госдума одобрила закон о ремонте по ОСАГО вместо денег

statics/upload/iblock/f27/08_Авария_PEV_5039.jpg
Владельцу машины дается право выбрать автосервис, которому он доверит ремонт своего «железного коня».
Фото Валентины Певцовой

17 марта депутаты Госдумы одобрили поправки в ОСАГО, когда по умолчанию автолюбители будут получать ремонт своих машин вместо денежного возмещения ущерба. Что ждет водителей, когда закон вступит в силу?

«Мы вас услышали»

Страховые компании России давно жалуются на убыточность ОСАГО. К примеру, президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс на пресс-конференции 10 марта поделился такой статистикой:
- Первый месяц 2017 года принес следующие результаты: 14 миллиардов рублей премий по ОСАГО собрано, 14 миллиардов 300 миллионов выплачено, - заявил он.
Порядка 20% от суммы выплат приходится, по мнению РСА, на долю махинаторов, которые просто «доят» страховые компании, высуживая с помощью автоюристов значительно большие выплаты, нежели им положено. Немало и случаев страхового мошенничества. Ремонт вместо «живых» денег может решить эту проблему, - считают страховщики.
172

миллиарда рублей собрали страховые компании страны 
в 2016 году, из них 40 миллиардов составили убытки из-за мошенников и злоупотребления правом со стороны автоюристов.

Поправки в существующие правила ОСАГО обсуждались уже давно, и вот, наконец, они приняты, причем со значительными изменениями по сравнению с первоначальным вариантом. Если сначала предлагалось распространить новые правила в том числе и на уже заключенные договоры, то теперь изменения коснутся лишь тех автолюбителей, которые застрахуют свою ответственность после вступления закона в силу.
При заключении нового договора ОСАГО владелец машины будет выбирать станцию техобслуживания, куда поедет на ремонт, если возникнет такая необходимость. Если предложенный страховщиком список его не устроит, он сможет предложить свой вариант, правда, не факт, что страховщик на него согласится. Любопытно, что, хотя ответственность за ремонт авто несет компания винов­ника ДТП, пострадавший будет ремонтировать свою машину на той станции, которую выбрал при заключении договора со своей страховой компанией.
Еще одно обязательное требование: СТО должна находиться на расстоянии не более 50 километров от места ДТП или места жительства пострадавшего. Сначала предлагалось сделать этот порог в 200 километров, однако законодатель счел, что это слишком много и дает повод для злоупотреблений со стороны страховщиков. Срок, в который должен быть произведен ремонт, не должен превышать 30 дней. За просрочку страховая компания будет платить пени - 0,5% от суммы возмещения за каждый день просрочки.
А если машина уничтожена полностью, пострадавший получил средний и тяжкий вред здоровью или погиб, сумма страхового возмещения (400 тысяч рублей) не покрывает затрат на ремонт, в этом случае выплата будет произведена деньгами. Деньгами страховщик возместит и убытки клиента, если ремонт будет произведен некачественно. Если страховщик не сможет обеспечить качественный ремонт, то его и вовсе могут лишить права возмещать убытки клиента ремонтом, а не твердой денежной суммой.

Не верить на слово

Далеко не все автовладельцы рады таким изменениям. 
- Не думаю, что ремонт будет делаться быстро, - говорит водитель Петр Федоров. - Всем известно, что за наличные ремонт делают охотнее и быстрее, чем по безналу. И мне многое непонятно. Например, получат ли СТО право забрать мою машину на все 30 дней, пока у мастеров до нее «дойдут руки»? Или как быть, если сервис, который я выберу из списка страховой, перестанет существовать, а другие меня не устроят? И не будут ли страховые «беспредельничать»: например, если мой тесть живет в Грязовце, его запросто могут отправлять ремонтировать машину в Вологду, ведь 50-километровый порог не превышен. У нас уже была страховая, которая на особенно дорогой ремонт отправляла клиентов со всей области оформлять документы в Тотьму, и все было по закону. Поэтому уверенности, что страховые не начнут злоупотреблять своим правом, у меня нет.
- В принципе страховщиков понять можно, - считает автолюбительница Татьяна Нес­терова. - К примеру, мою машину задели на парковке, страховая виновника выплатила мне компенсацию за покрас­ку бампера или двери. А я не стала ремонтировать машину и езжу дальше. Меня снова задели - и снова выплатили деньги на покраску. Получается, что я дважды получила деньги за одно и то же, при этом в одном случае просто положила их в карман. 

Комментарий

Виталия ОСЕТРОВА, начальник Отдела по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Отделения по Вологодской области Северо-Западного главного управления Банка России (отделение Вологда):

- Изменения в закон об ОСАГО, принятые Госдумой в третьем чтении в минувшую пятницу, решают проблемы, существующие в сфере страхования автогражданской ответственности. В Банк России регулярно поступают жалобы, касающиеся сферы ОСАГО, среди них на первом месте - невозможность заключения договора. Теперь, когда интересы страховщика учтены, неправомерных отказов быть не должно. На втором месте - жалобы на неприменение скидки. В основном это происходит в районах нашей области, и здесь может помочь оформление электронных полисов ОСАГО, где коэффициент применяется автоматически. На недостаточные выплаты по ОСАГО вологжане жалуются немного - видимо, этот вопрос они решают в судебном порядке.

- Какая разница страховой, на что я потрачу страховую выплату, если моя машина пострадала? - возмущается водитель Сергей Ковальчук. - Я не хотел, чтобы мое имущество повредили, но если повредили - извольте заплатить. И никого не должно волновать, куда я дену эти деньги, я их не украл, мне их насчитали оценщики. Если меня заставят делать ремонт, я буду его качество проверять «под лупой» и требовать квитанции на все детали, чтобы страховая не думала, что теперь ей будет проще жить. Ни за что не поверю, что обязательное страхование может быть убыточным. Сколько водителей в стране - и каждый из них обязан платить не одну тысячу рублей, а в ДТП попадают далеко не все и даже не каждый второй.

Посчитали - не прослезились

Что касается убыточности ОСАГО, то независимый арбитр в этом вопросе - Центробанк России, который является регулятором этого вида деятельности и получает все статистические сведения от страховых компаний. Заявления на словах можно делать самые разные, но цифры отчетности, которые страховщики сами направляют в ЦБ РФ, как правило, не подтверждают уверений в убыточности.
Исходя из данных официального сайта ведомства «посчитать и прослезиться» пока не от чего: в Вологодской области в 2016 году 14 страховщиков получили в качестве страховых премий свыше 2 миллиардов 24 миллионов рублей, а выплатили 1 миллиард 130 миллионов.
Совместно со специалистами вологодского отделения ЦБ РФ мы выборочно проверили данные восьми страховых компаний - и только у одной объем выплат получился больше, чем размер собранных премий. В остальных случаях, как правило, выплаты были куда меньше премий: к примеру, одна из самых крупных компаний собрала по ОСАГО с клиентов порядка 900 миллионов рублей, а выплатила 587. Другая популярная компания собрала 425 миллионов, а выплатила 180, а третья из наиболее известных собрала 141 миллион, выплатив всего 34. 
Получается, страховым компаниям Вологодчины и так жилось неплохо?
Как сообщает «Интерфакс», по данным 2016 года в России насчитывалось около 30 регионов, в которых страховщикам невыгодно работать с ОСАГО. Там коэффициент убыточности превышал 150%. Так что страховщикам в регионах, где убытки официально подтверждены - к примеру, в Мурманской, Архангельской, Ростовской, Челябинской областях - новый закон действительно поможет.
Далее страховщики намерены добиваться исключения из ОСАГО незначительных повреждений лакокрасочного покрытия кузова. По их мнению, это позволит увеличить число договоров КАСКО и поможет сделать стоимость добровольного страхования более доступной.
 
Нововведение ОСАГО

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: