Дети-сироты два года через суд добиваются капремонта жилья

statics/images/arcticles/112018/21112018xc7fa4d6b.jpg
Дом строили в три этапа, на переднем плане - блок, в котором получили квартиры дети-сироты. Он должен быть утеплен по решению суда.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/112018/21112018x85fea291.jpg
Джулия Полякова.
statics/images/arcticles/112018/21112018x391140f9.jpg
Марина Бутина ждала свое жилье больше 12 лет.
Почти два года трое молодых вожегодцев отстаивали свое право жить в нормальных условиях. И только с помощью суда и прокуратуры они доказали, что жить в промерзших стенах с трещинами - не норма.

Частичные удобства

В доме 18-а на улице Спортивной в поселке Вожега в общей сложности 69 квартир. Строили его  в три этапа силами ныне печально известного ООО «Стройальянс». Блок из девяти квартир, предназначенных детям-сиротам, просто «прилепили» к ранее построенным двум блокам, где к тому времени уже обосновались переселенцы из аварийного жилья.
- Когда возвели вторую часть дома, нас смутило, что его внешняя торцевая стена тонковата, но руководитель компании заверил, что намерен достраивать дом на оставшейся части фундамента и эта стена станет, по сути, внутренней, - вспоминает первый заместитель руководителя администрации района Татьяна Лебедева.
И правда, вскоре департамент строительства объявил конкурс на возведение дома для детей-сирот, компания «Стройальянс» его выиграла и начала работы. Строительство завершили в декабре 2016 года.
Марина Бутина - одна из тех, кто получил здесь выстраданную квартиру. Выстраданную в самом прямом смысле слова - ждать ее пришлось больше 12 лет, с того момента, как Марине исполнилось 18. В последние годы ожидание стало особенно мучительным - у Марины родилась дочь, но семейная жизнь не сложилась, и несколько лет вместе с малышкой ей пришлось мыкаться по съемным квартирам.
- Я когда первый раз вошла в квартиру, просто задохнулась от радости. Мне все понравилось - и обои, и линолеум, и окна-двери! 
Но очень скоро эту радость полностью вытеснил холод. И это, поверьте, не художественный образ.
Марина рассказывает, что поначалу не обращала внимания, когда стены в квартире как-то странно потрескивали. К тому же в ней было очень холодно, хотя батареи были довольно горячими. Только потом Марина заметила трещины на стенах в ванной и других комнатах.
- Стены ведь оклеены обоями, поэтому я и не знала, что под ними, - поясняет она.
Заглянуть под обои ее надоумила соседка Джулия Полякова: сама она это уже сделала и обнаружила в трещинах самый настоящий иней.
В новую квартиру, как и Марина, Джулия въехала с дочкой и уже здесь, в Вожеге, снова вышла замуж и два месяца назад родила сына. 
Джулия рассказывает, что обнаружила не только снег в трещинах, но и плесень на стенах. Было это буквально месяца через два после заселения. С тех пор и началось их хождение «по инстанциям».
Объединившись, Марина, Джулия и Дмитрий Кирилов, еще один житель дома, стучались во все двери, где, по их мнению, обязаны были решить эту проблему: в управляющую компанию, в жилищную инспекцию, в районную и поселковую администрации. В дом регулярно приходили «проверяющие», управляющая компания заделывала трещины, наращивала батареи в квартирах, однако все это не помогало: трещины появлялись снова и снова, и, несмотря на то, что во всех квартирах стояло по несколько обогревателей, жильцам приходилось спать под кучей одеял. И тогда молодые люди решили обратиться в прокуратуру.

Справка

По данным департамента строительства Вологодской области, на 1 января 2018 года право на предоставление жилых помещений наступило еще у 2200 детей-сирот. Для обеспечения их жильем необходимо порядка 2,6 миллиарда рублей.
По состоянию на 1 ноября 2018 года на исполнении числится 812 судебных решений о предоставлении жилья, вынесенных по искам детей-сирот, потребность в средствах - 947,9 миллиона рублей.
В рамках выделенных в 2017 году средств жильем были обеспечены 226 детей-сирот, плановый показатель выполнен в полном объеме.
На 2018 год на обеспечение жильем детей-сирот предусматривается 610,7 миллиона рублей (514,8 миллиона - средства областного бюджета, 95,9 миллиона рублей - средства федерального бюджета), что является абсолютным максимумом за все время реализации мероприятий. Финансирование к уровню 2016 года увеличено в 3,3 раза, к уровню 2017 года - в 1,8 раза. 
По состоянию на 12 ноября 2018 года застройщиками переданы департаменту 193 квартиры, все они распределены.

- Письменных обращений в наш адрес по этому поводу не поступало, потому что люди понимают: формально мы к этому дому отношения не имеем, у нас не было полномочий контролировать это строительство. Но люди-то в нем живут наши, поэтому мы, конечно же, были в курсе происходящего, обсуждали, что делать, с руководством управляющей компании, подсказывали жильцам, куда надо обращаться для решения проблемы, интересовались, как развивается ситуация, - говорит глава района Сергей Семенников. - Причем у жителей ранее построенных частей этого дома подобных жалоб не было. 
Мы побывали не только в квартирах Джулии и Марины, но и в других. Картина всюду была похожей: многочисленные обогреватели, укутанные дети и взрослые, которые с готовностью демонстрировали трещины на стенах и предлагали «потрогать стены», от которых даже на расстоянии ощутимо несло холодом. 

Сами себя проконтролировали?

При обследовании дома еще в 2017 году представителями жилищной инспекции было установлено, что в нем отсутствует теплоизоляция: блочные стены покрыты только гидроизоляцией, поверх которой находится металлический профиль. 
Как такое могло случиться? 
Как пояснили в администрации района, технадзор был «балашовский» (Александр Балашов был в то время одним из учредителей и руководителем компании). Другими словами, в структуре компании было собственное подразделение, наделенное правом осуществлять технадзор за своим же строительством.
Казалось бы, именно эта компания и должна устранить собственные «косяки»?
- Весь 2017 год мы боролись со «Стройальянсом», требуя устранить недоделки, но добиться от него так ничего и не удалось, - объясняет сложившуюся ситуацию директор бюджетного учреждения ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» Геннадий Саватин.
А в этом году «Стройальянс» вообще обанкротился, и на все требования у конкурсного управляющего один ответ: организация практически не существует, работников и техники у нее нет. Единственный выход - вставать в реестр кредиторов и ждать удовлетворения своих претензий.
В итоге суд возложил обязанность «организовать проведение работ капитального характера по утеплению наружных стен многоквартирного жилого дома (III очереди) по адресу…» на БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз», поскольку оно по поручению своего учредителя - департамента строительства - выступает в качестве наймодателя квартир для детей-сирот.
Казалось бы, вопрос решен. 
Но проведение ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников. Так что, по словам Геннадия Саватина, решение суда подразумевает, что «Вологдаоблжилкомхоз» и должен организовать это собрание, разъяснить собственникам сложившуюся ситуацию, заручиться их согласием на финансирование работ по капитальному ремонту общедомового имущества и обеспечить сбор средств на его проведение. По смете это 456 тысяч рублей.
В прокуратуре области, по чьему иску суд защитил права детей-сирот, нам пояснили, что официального постановления суда относительно того, как следует трактовать его решение, они еще не получали, так как его заседание состоялось в понедельник, 19 ноября. Однако там подчеркнули, что исковые требования прокуратуры по этому дому касались исключительно его третьей очереди - той самой «пристройки», в которой получили квартиры дети-сироты. Очевидно, что остальные собственники дома не имеют к ней прямого отношения и не должны нести финансовой ответственности за те нарушения, которые допущены при ее строительстве.
Проблема Квартирный вопрос Жилье Вожегодский район

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: