Череповцу подарили уникальные экспонаты

statics/images/arcticles/032018/07032018x05827971.jpg
Эти книги и верещагинские грамоты привез в Череповец Анатолий Гутерц.
Фото автора
statics/images/arcticles/032018/07032018xb441f80e.jpg
Мэр Череповца Елена Авдеева и заведующая домом-музеем Верещагиных Любовь Маликова считают, что имя известного земляка до сих пор помогает объединять людей.
Почему в Англии состоялся суд над сибирским маслом и зачем потомки известного ученого собственноручно сожгли почти весь его архив? Об этом и многом другом жителям и гостям города металлургов рассказали в минувший четверг в Череповецком музейном объединении, где прошла презентация новой книги о Николае Верещагине «Дело жизни». 
Братья Верещагины, один из которых стал известным художником, а второй основателем промышленного масло- и сыроделия, по праву считаются гордостью Вологодчины. Особенно наглядно это проявляется в их родном городе - Череповце. Бетонные заборы тут пестрят граффити с изображением картин известного земляка и бочонков «Вологодского» масла, и здесь же уже много лет проводятся ежегодные «Верещагинские дни», на которые приезжают многочисленные почитатели творческого и гастрономического наследия талантливых братьев.
Последний раз такие мероприятия проходили в конце октября, но теперь у общественности появился новый весомый повод собраться вместе: московский историк Анатолий Гутерц, которого нередко называют главным биографом Николая Верещагина, привез в Череповец новую книгу и несколько уникальных экспонатов, связанных с многогранной деятельностью старшего из братьев.
Первый раз Анатолий Гутерц побывал в Череповце 20 лет назад и за это время, по его собственному признанию, успел поработать в 18 архивах 10 городов, разыскивая там документы о Николае Верещагине. Кстати, сам Николай Васильевич оставил после себя 11 огромных сундуков с личными архивами, но в 30-е годы прошлого столетия почти все бумаги были сожжены родственниками. Пытаясь продвигать свои промышленные идеи и хлопоча о субсидиях для крестьянских молокоперерабатывающих артелей, Верещагин активно переписывался с великими князьями и министрами царского правительства, а хранить такие бумаги дома в послереволюционный период было весьма рискованным делом.
По этой же причине очень редкой считается грамота «Верещагинской премии» с императорским вензелем, которую сам Николай Васильевич вручал представителям лучших крестьянских хозяйств на дореволюционных промышленных ярмарках. Одну из таких подлинных грамот Анатолий Гутерц и привез Череповецкому музейному объединению, заодно подарив ему несколько книг о Верещагине на иностранных языках.
А о вологодском маслоделе до сих пор много пишут и в Англии, и во Франции, и в Дании. К слову, именно Дания до революции занимала первое место в мире по экспорту сливочного масла, совсем ненамного опережая Россию, сумевшую подняться на вторую строчку экспортеров во многом благодаря стараниям Николая Верещагина. А так как за масло часто платили золотом, то оно считалось стратегическим товаром и уже тогда становилось объектом «торговых войн». Известен курьезный случай, когда более 100 лет назад в Великобритании хотели устроить суд над маслом из России - мол, его качество настолько высокое, что конкурировать с «верещагинским» продуктом местные фермеры просто не в состоянии.
Что же касается книги «Дело жизни», то ее соавтором является… сам Николай Верещагин. Ее основой стала ранее считавшаяся утерянной брошюра со своеобразным отчетом Верещагина о проделанной за 30 лет работе. Эта брошюра не предназначалась для массового читателя, ее отпечатали тиражом в несколько десятков экземпляров и рассылали по списку царским министрам. Верещагин надеялся, что этот его труд позволит «выбить» дополнительное финансирование на поддержку передовых крестьянских хозяйств. Сама брошюра долгое время хранилась в одном из ведомственных архивов с ошибочно оформленным титульным листом и была обнаружена все тем же Анатолием Гутерцем.
Молочную тему на презентации в Череповецком музейном объединении продолжила лента «Страсти по сыру». Фильм режиссера Сергея Серегина появился на свет при поддержке Министерства культуры РФ и стал повествованием о людях, которые умеют варить качественный сыр. Огромный вклад в развитие отечественного сыроделия когда-то внес все тот же Николай Верещагин. 
- Еще при жизни Николай Верещагин сумел объединить вокруг себя людей, которые думали не о собственной кубышке, а о благе государства, - отметила мэр Череповца Елена Авдеева. - Вот и сейчас имя нашего земляка объединяет тех, кто думает о своей малой родине, о России. Это важно и для нас, и для наших детей, которые должны гордиться историей Череповца и Вологодской области, знать ее традиции и бренды. В том числе и знаменитое «Вологодское» масло.
Елена Авдеева также добавила, что городские власти изыскивают возможности отреставрировать большой каменный дом на территории усадьбы Верещагиных в центре Череповца. Именно здесь со временем может появиться большая экспозиция, посвященная ученому-земляку. 
Максим ВОЛОДИН, совместно с ИМА «Череповец»
Николай Верещагин Череповец

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: