Бенчмаркинг: система координат для муниципалитетов

Каких результатов добился тот или иной муниципальный район, в чем его сильные и слабые стороны, какие направления стоит «подтянуть» местным властям в связке с регионом и частными инвесторами - ответ на эти и другие вопросы дает бенчмаркинг.

Каких результатов добился тот или иной муниципальный район, в чем его сильные и слабые стороны, какие направления стоит «подтянуть» местным властям в связке с регионом и частными инвесторами - ответ на эти и другие вопросы дает бенчмаркинг. 
Стремиться к лучшему
Технология бенчмаркинга позаимствована из бизнеса.  В «нулевые» годы он перекочевал на российскую почву, а с конца 2014 года Вологодчина одна из первых в России начала проводить бенчмаркинг муниципальных образований. Так бизнес-техно-логии стали работать на государство.
- Сегодня корпоративные технологии применяются в региональной и муниципальной практике. Территории, как и компании, активно конкурируют за инвестиции, федеральные средства, человеческие ресурсы и так далее, - поясняет начальник департамента стратегического планирования области Светлана Пономарева. - Бенчмаркинг позволяет не только сравнить положение дел Вологодской области на фоне российских регионов, но и составить рейтинг муниципальных районов, чтобы понять, кто из них выводит нас в лидеры или, наоборот, тянет вниз.
Бенчмаркинг проводится по 40 ведущим позициям, отражающим разные грани социально-экономи-ческого развития территории.
- При этом учитываются особенности размещения района, производственно-технологические цепочки и структура экономики. Перед муниципальными образованиями, которые по результатам комплексного анализа вошли в группу худших, мы устанавливаем плановое значение - достигнуть средних показателей по области. А лидерам предлагаем выйти на практики лучших регионов, - отмечает Светлана Пономарева.
Таким образом, бенчмаркинг позволяет увидеть «узкие места» одной или сразу нескольких территорий. Это помогает принять управленческие решения как на муниципальном, так и на региональном уровнях.
Первые и отстающие
Визуально бенчмаркинг представляет собой карту Вологодской области, где районы раскрашены в разные цвета. Здесь же дается анализ нашего региона в сравнении со среднероссийскими показателями. Для примера возьмем некоторые из них. Так, по объемам инвестиций в основной капитал на душу населения за девять месяцев 2014 года Вологодчина занимает 57-е место по России и 8-е место по СЗФО. Наибольший объем инвестиций отмечен в Кадуйском, Кирилловском районах и Череповце, а наименьший - в Бабушкинском, Кичменгско-Городецком и Тарногском районах.
По вводу жилых домов на тысячу жителей в январе-ноябре 2014 года область занимает 16-е место (517,4 квадратных метра), это выше среднероссийского значения и среднего значения по СЗФО. Семь лучших районов по этому показателю - Череповецкий, Кирилловский, Вологодский, Верховажский, Тарногский, Кадуйский, Вашкинский. На нижней ступени рейтинга - Сокольский, Великоустюгский, Междуреченский, Чагодощенский, Нюксенский, Тотемский районы и Череповец.
Что касается малого и среднего бизнеса, то на 1 декабря прошлого года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года наибольшее снижение числа индивидуальных предпринимателей отмечено в Череповце, Бабушкинском и Междуреченском районах. В Кирилловском, Вожегодском и Усть-Кубинскиом районах на тысячу жителей зарегистрировано менее 18,2 ИП при среднем значении показателя 26,6 единицы. По словам Светланы Пономаревой, в конце нынешнего года планируется провести подробный бенчмаркинг малого и среднего предпринимательства области, чтобы выявить системные проблемы, препятствующие развитию бизнеса.
По итогам 10 месяцев 2014 года Вологодская область по объему налоговых доходов на душу населения находилась на 41-м месте (35 тысяч рублей). Это значение хуже среднероссийского и среднего по СЗФО. В то же время по темпам роста налоговых доходов Вологодчина вошла в десятку субъектов Федерации с наилучшим значением показателя (135,5%, 8-е место). Лидеры среди районов - Вологодский, Череповецкий, Кадуйский и Кирилловский. Ниже среднего показали практически все восточные территории. 
Среднемесячная зарплата работников крупных и средних организаций области в январе-октябре 2014 года составила 29,5 тысячи рублей. Больше всего зарабатывают в Череповце, Вологде и Нюксенском районе. Меньше - в Кичменгско-Городецком, Никольском и Вожегодском. Лидерами по темпам роста заработной платы стали Усть-Кубинский, Вашкинский и Кичменгско-Городецкий районы. 
Анализировать «тень»
Вологодская область опять же одной из первых в стране провела комплексный анализ «теневого» сектора экономики. За основу брались данные Пенсионного и других внебюджетных фондов по перечислению платежей за жителей области трудоспособного возраста. Как оказалось, фактически каждый четвертый вологжанин (в общей сложности это 167 тысяч человек) сегодня официально нигде не работает и, следовательно, находится в «тени».
Бенчмаркинг показал, что очаги «теневой» экономики в первую очередь сосредоточены на востоке области, в лесных территориях. Это Кичменгско-Городецкий, Никольский и Бабушкинский районы. Эти же муниципальные образования находятся в «красной зоне» по таким показателям, как официальный уровень жизни населения и налоговые платежи. В то же самое время в сфере потребительского рынка эти территории находятся, что называется, в середине рейтинга. Когда люди тратят больше, чем зарабатывают легально, - это прямое подтверждение «теневой» экономики.
- Одновременно мы работаем над созданием благоприятных условий, для того чтобы бизнесу было некомфортно работать в «серой зоне». Сегодня разработана дорожная карта по борьбе с «теневой» экономикой, действуют комиссии по легализации заработной платы. Мы четко понимаем, в каких отраслях взращивается «тень», - подчеркивает Светлана Пономарева. 
Из пункта А в пункт Б
Казалось бы, в кризисное время, когда бюджетные доходы сокращаются, местные власти вполне могут говорить о пересмотре поставленных перед ними задач.
- Это в корне неверно. Мы ставим четкую задачу, к чему должны прийти, а уже под этот показатель местное самоуправление совместно с областными органами власти должно найти источники финансирования с привлечением частных инвесторов и федеральных средств. Конечно, цели могут корректироваться и меняться, но мы должны прийти из пункта А в пункт Б с минимальной потерей ресурсов и с максимальным эффектом, и желательно в намеченное время, - отмечает Светлана Пономарева.
Сегодня муниципальные районы разработали, а некоторые уже про­шли защиту в правительстве области, свои программы стратегического развития. Проводимый бенчмаркинг позволяет территориям более четко определить свои приоритеты. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: