Завариваем по-русски!

statics/images/arcticles/062022/29062022x65c57e4b.jpg
Александр Хлынов уверен, что господдержка позволит иван-чаю потеснить другие горячие напитки.
Фото из соцсетей
statics/images/arcticles/062022/29062022x66f921e3.jpg
Предприятие по производству иван-чая является резидентом ТОСЭР «Череповец».
Фото с сайта cherinfo.ru

Иван-чай могут включить в перечень сельхозпродукции. Сейчас диалог об этом с профильным федеральным министерством ведет департамент сельского хозяйства области. Это решение позволит отрасли получить дополнительные средства для развития, а стране - увеличить уровень локализации рынка горячих напитков.

Горячее импортозамещение

Рынок так называемых горячих напитков в нашей стране почти полностью состоит из импортной продукции. По данным ассоциации «Росчайкофе», в прошлом году мы с вами выпили 164,2 тысячи тонн кофе и порядка 140 тысяч тонн чая разных сортов. Из этих немалых объемов в южном Краснодарском крае выращено не более тысячи тонн чая - остальное все, разумеется, произведено из привозного сырья.

При этом после начала спец­операции на Украине именно данная сфера оказалась под самым большим ударом во всей пищевой отрасли: изменились логистические цепочки, поэтому и доставка стала дороже. Относительно низкий курс доллара пока положительно сказывается на стоимости импорта, да и запасов на складах на несколько месяцев точно хватит. Но после того как импорт во всех сферах начнет возвращаться в Россию, а курсовое сдерживание со стороны ЦБ перестанет быть столь жестким, стоимость кофе и чая может существенно увеличиться, а некоторые привычные сорта и вовсе пропасть с прилавков. И если в других отраслях можно рассчитывать на постепенное импортозамещение, то на рынке горячих напитков по понятным причинам это невозможно. Единственный вариант, полагают отраслевые эксперты, - активное развитие мощностей по производству традиционного для России напитка - иван-чая. Он вполне может составить конкуренцию традиционному черному чаю и оттянуть на себя часть потребителей. 

Сейчас в стране порядка 200 компаний и предпринимателей занимается выпуском травяных напитков на основе ферментированного иван-чая. 

- В сезон вместе со сборщиками кипрея в отрасли трудится до 10 тысяч человек. Высок и спрос на нашу продукцию. Если брать маркетплейсы, где все более широко представлена наша продукция, то более 95% отзывов от покупателей - максимально положительные, - рассказывает председатель Всероссийской ассоциации «Союз производителей Иван-чая», директор по развитию ООО «Торговый дом «Русский чай» Александр Хлынов. - Вот только без определенных шагов на федеральном уровне дальнейшее развитие отрасли невозможно.

Перспективы роста

Дело в том, что производители иван-чая на сегодняшний день не имеют доступа к «дешевым» кредитным ресурсам. Если обычные аграрии могут получить от государства гранты, субсидии, льготные кредиты под 4-5% годовых, то предприятия, занимающиеся выводом на рынок традиционных русских напитков, получают в банках займы на общих условиях по ставкам в среднем 16%. 

- Для того чтобы мы и наши коллеги смогли рассчитывать на дополнительные средства, необходимо включение иван-чая в перечень сельхозпродукции, - поясняет Александр. - Это развяжет руки тому же департаменту сельского хозяйства Вологодской области, который сможет оказать нам существенную поддержку на вполне законных основаниях. Сейчас департамент ведет переговоры по этому поводу с федеральным министерством. Надеюсь, что в самое ближайшее время этот вопрос будет окончательно решен.

Вместе с Минсельхозом необходимо проработать и ряд стратегических задач, таких, как организация процесса механизированных посадки и сбора иван-чая. В эту работу, к примеру, готова активно включиться ВГМХА им. Н. В. Верещагина.

В тему

Среди других инициатив по развитию отрасли производства иван-чая - квоты для традиционных русских напитков на присутствие в торговых сетях, включение кипрея в меню социальных учреждений: школ, детсадов, больниц. Кроме того, с Федеральным агентством по туризму РФ ведутся переговоры по разработке экскурсионной программы и открытию Музея иван-чая.

- Сбор и заготовка чайного листа ручным способом сейчас обходится в 40 рублей. К тому же мы все зависим от сборщиков: начинают идти ягоды или грибы, и сборщики переключаются на них. Если механизировать посадки, то себестоимость упадет до 20 руб­лей за килограмм. Кроме того, компании смогут приобретать или брать в аренду земельные участки, засаживая неиспользуемые сейчас сельхозугодья иван-чаем в промышленных масштабах. А решив проблему механического сбора листа, удастся довести себестоимость листа до трех - пяти рублей. Как видите, перспективы у отрасли огромные, - говорит председатель «Союза производителей Иван-чая».

Выиграют действительно все. Бизнес получит возможность привлекать дополнительные инвестиции и государственную поддержку, экономика - еще одну планомерно развивающуюся отрасль, потребитель - значительное снижение стои­мости иван-чая в торговых сетях.

- Не стоит забывать и про создание новых рабочих мест, - поясняет наш собеседник. - Причем речь идет о людях в небольших деревнях и поселках, что особенно важно для социальной стабильности северных территорий. Первоочередная цель - довести уровень локализации в нашей отрасли до 30%, что позволит создать по стране еще 100 тысяч рабочих мест. Изменения в законодательстве дадут огромный толчок для всей отрасли. Сейчас она находится на этапе становления, и для ее быстрого развития требуются комплексные решения. Хорошо, что заинтересованность в этом есть и у региональных, у и федеральных властей.

Иван-чай

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: