«Если не слышит ухо - помочь можно, а если не слышит сердце?»
Эта история - о равнодушии и милосердии. О двух мирах, между которыми пролегла невидимая граница. После того, как в Череповце курьерская служба из-за жалобы клиента уволила сотрудника, у которого проблемы со слухом и речью, общественность встала на защиту инвалида. Оказалось, ситуация вскрыла довольно болезненную тему. Журналисты «Красного Севера» пообщались с теперь уже бывшим курьером Игорем Букетовым и его гражданской женой Анастасией Кореляковой.
«Он странный»
«Сейчас приходил курьер, довольно странный. Что-то не так с дикцией или с чем-то еще. Что-то громко и недовольно мне говорил, я не поняла что и, честно говоря, испугалась. Если есть возможность, я бы не хотела, чтобы он приходил на наш адрес еще раз, у меня маленький ребенок, мне было страшно», - жалоба такого содержания прилетела в службу поддержки компании по доставке продуктов.
Буквально в тот же день Игорю пришло сообщение: «Слишком много жалоб от клиентов на тебя. Ты уволен».
В любом электронном приложении нетрудно поставить пометку или отправить клиенту комментарий, что выехал курьер с особенностями речи. Но в данном конкретном случае оказалось проще в один клик отправить жалобу и в один клик уволить человека.
Анастасия, гражданская жена Игоря, не стала замалчивать проблему и написала в соцсетях пост о случившемся. Новость разошлась по интернет-СМИ, включая федеральные.
Жители региона оборвали линию поддержки курьерской службы с требованиями вернуть курьера на службу. Множество компаний просило Игоря откликнуться, чтобы предложить ему другую работу. Врио губернатора Георгий Филимонов взял дело на личный контроль, и с семьей сейчас работают специалисты соцзащиты.
Оказалось, что обществу не все равно.
- Я не стала молчать. Потому что дело не в Игоре. Не конкретно в нем. А в тысячах других подобных историй. Сегодня вам не понравился глухой, завтра вы испугаетесь человека без глаза или без руки. Инвалидов вокруг очень много, но пока мы предпочитаем их не замечать и молчим о проблемах, ничего не изменится, - объясняет Анастасия свою позицию.
Она хочет открыть некоммерческую организацию, которая помогала бы инвалидам адаптироваться к жизни, и ищет единомышленников.
«Он - мои руки, я - его уши»
Настя и Игорь познакомились год назад. У нее свой магазин зоотоваров, где она услышала странную речь клиента, от которого все отшатывались.
- А я сама много лет назад работала воспитателем в школе глухонемых детей. Поэтому сразу поняла, что он «из наших». Стала общаться с ним жестами, насколько умею. Он удивился, обрадовался: ты тоже глухая? Я смеюсь: нет, просто в теме. Он стал приходить в магазин, очень трогательно ухаживал, много помогал - по магазину, по дому, - вспоминает Анастасия.
Говорит, что у Игоря золотые руки и доброе сердце. Поделилась, что впервые за 38 лет ей мужчина просто перевел деньги, когда она сказала ему, что покупает новые шины на автомобиль. Несмотря на трудности из-за отсутствия слуха, он всегда старается сам заработать, а не просить подаяния или хвататься за бутылку.
- Многие близкие мне твердили: ты с ума сошла, что - мужиков нормальных нет? Да есть, я никогда не была одинокой. Но вопрос: что считать нормой. Я уже была замужем, и первый муж у меня тоже был инвалид. Но если у первого - инвалидность совести, то второй - всего лишь инвалид по слуху. И, выбирая между этими двумя «особенностями», я предпочту вторую, - признается женщина.
Она не поленилась разыскать его родных и узнать его историю. Оказывается, Игорь родом из Беларуси, из небольшой деревни в Могилевской области. Ему сейчас 34 года. У него есть два старших сводных брата и двоюродные родственники. Родители крепко выпивали, и дети были запущены. Скорее всего, слух он потерял уже после того, как начал говорить: в медкарточке есть запись о том, что ребенок научился говорить «мама» и «папа». В семь лет он пошел в школу и через год был переведен в интернат.
- Представляете, в карточке было написано «нарушения речи» и «педагогическая запущенность», слух ему тогда даже не проверяли, - удивляется Настя.
После окончания интерната он вернулся в семью и чуть было не пошел «синей тропой» родителей. Но, попав однажды в больницу после крепких возлияний, взялся за ум и прекратил пить.
- Родители умерли в 2011 году. Сначала мама в феврале, а осенью папа. Я остался один, - подключается к разговору Игорь. Он говорит контурно, своеобразно, но его речь вполне можно понять.
Мужчина стал искать любую работу: работал охранником и скотником на ферме, рабочим на заводе металлоизделий, подряжался грузчиком на вахты - приехал в Россию, где прибился к сообществу глухонемых, которые ездили по городам, продавая всякую мелочевку. На пенсию в 9 тысяч рублей, которую он получает из Беларуси на карточку, просто не выжить. Так, спустя время, оказался в Череповце, где встретил Настю.
Наша справка
По данным отделения фонда Пенсионного и социального страхования, на территории Вологодской области проживает 25 995 граждан с инвалидностью трудоспособного возраста, из них 6 883 человека (26,5%) осуществляют трудовую деятельность.
В департаменте труда и занятости населения пояснили, что сейчас по квотируемым рабочим местам для людей с инвалидностью в службах занятости есть 615 вакансий. В течение 2023 года за оказанием содействия в поиске подходящей работы в ведомство обратилось 926 граждан с инвалидностью, трудоустроено 456 человек или 49,2%.
По данным HH.ru, в Вологодской области по сравнению с прошлым годом на 45% выросло количество вакансий для людей с ограниченными возможностями здоровья. Наибольшая доля вакансий, доступных соискателям с инвалидностью, размещаются работодателями в сфере продаж и обслуживания клиентов (49,6% от всего объема), в сфере транспорта и логистики (18%), в области обслуживающего и домашнего персонала (15%), также в области административной работы (13%) и в сфере рабочих специальностей (11%).
Она взялась за его реабилитацию. С помощью правильно подобранного слухового аппарата он сейчас учится говорить.
- Я на себе почувствовала, что такое быть глухим. Когда я «выключаю звук» и начинаю общаться с Игорем жестами, нас буквально начинают сторониться. Кто-то говорит «придурки», не подозревая, что я все слышу. И не ожидая, что я могу ответить, - улыбается Настя.
Она буквально стала его «ушами и голосом», начав вместе с ним ходить по врачам и собеседованиям. Но, пытаясь устроить его летом на сбор клубники и яблок или скотником на свиноферме, Анастасия натолкнулась на отказы.
- Его что - яблоками завалит? Или свиньи загрызут? Он ведь как-то выживал все эти годы. Люди со сниженным слухом очень осторожны и чутки к окружающему, и вполне способны о себе позаботиться, не надо их бояться или жалеть, - говорит череповчанка.
Сам виноват?
Устраивая Игоря на работу в курьерскую службу, женщина неоднократно просила службу поддержки поставить в приложении отметку о том, что работает человек с особенностями слуха и речи. Но каждый раз натыкалась на ответ: а нам это надо? В фирме отвечали, что персонала много, заниматься каждым человеком некогда. В итоге спустя полтора месяца работы Игоря уволили.
После случившегося общественного резонанса в ответ на запросы вологжан служба поддержки сервиса доставки рассылала стандартные сообщения: «мы обратились к компании-партнеру, чтобы детально разобраться в ситуации. Причина отстранения от доставки однозначно должна быть справедливой и аргументированной. Мы открыты для сотрудничества, заказы сервиса доставляют в том числе слабослышащие курьеры по всей стране».
На журналистский запрос в пресс-службу сервиса был получен следующий комментарий:
«Мы изучили все детали произошедшего в Череповце. В результате проверки мы не нашли нарушений со стороны компании-партнера.
К сожалению, в данном случае правила доставки систематически нарушались курьером-партнером в части опозданий или невыхода на доставку. Для нас важно оказывать клиентам качественный сервис и обеспечивать его на всех этапах».
При этом в компании уточнили, что из-за этого случая введут специальные пометки в приложениях.
- Мне нравилось работать курьером. Иногда я выполнял по 25 - 30 заказов в день, иногда заказов было мало, - говорит Игорь.
- Поначалу ему давали мало часов. Да, у него случались ошибки, иногда он не мог дозвониться до клиента в домофон, но боялся звонить по телефону, так как плохо слышал. До клиентов приходилось дозваниваться девочкам-менеджерам. Возможно, они устали выполнять часть работы за него. Это понятно. Но таким людям нужны время и поддержка, чтобы освоиться с работой. Да, для этого требуется терпение, - добавляет Анастасия.
Тем временем череповецкая прокуратура начала проверку правомерности увольнения Игоря Букетова. К проведению проверки привлечены специалисты Государственной инспекции труда Вологодской области.
Пресс-служба прокуратуры сообщила, что за нарушение трудового законодательства в случае незаконного увольнения предусмотрена административная ответственность работодателя в виде штрафа в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. А в случае признания увольнения незаконным работник подлежит немедленному восстановлению на прежней работе с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Также решением вопросов сейчас занимаются заместители губернатора. Речь идет и о трудоустройстве, и о назначении некоторых выплат, так как по причине гражданства другой страны мужчина лишен социальных пособий.
Спрашиваю у Игоря, как он сам относится к ситуации, обидно ли ему? Он пожимает плечами и улыбается: нет. Настя поясняет, что такие люди привыкли к отказам и увольнениям. Говорит, скорее, меня больше задело такое равнодушие. А им привычно. И это ненормально.
- Предложений очень много, большое спасибо всем, кто откликнулся! - говорит Настя. - За Игоря можно не беспокоиться, он в надежных руках. Но я хочу, чтобы на его примере общество осознало ту пропасть, которая стоит между людьми с ОВЗ и так называемыми «нормальными». В случае глухоты уха слуховой аппарат можно поставить. Но в случае глухоты сердца - такого аппарата нет.
Олег Димони, уполномоченный по защите прав человека в Вологодской области:
- Я очень рад, что ситуация с Игорем Букетовым получила такой резонанс. Это поможет привлечь внимание к проблеме адаптации людей с ОВЗ. А таких проблем немало. И нам нужно повернуться к ним лицом. По вопросам трудоустройства ко мне еще не обращались, но мы регулярно проводим акции по поводу доступной среды. Буквально усаживаем депутатов в инвалидные коляски и предлагаем проехать по городу.
Наталия Царева, психотерапевт, руководитель центра «Экология разума»:
- У нас, к сожалению, слабо развита культура толерантности и милосердия, нас нигде не учат, как воспринимать людей, непохожих на нас. Сейчас мы настолько все разъединены по своим домам, квартирам, «человейникам» - и это никак не отрабатывается ни на уровне школы, ни другими социальными институтами. Через семью такое воспитание вряд ли можно осуществить, это, скорее, вопрос к системе образования. А это была бы полезная практика: например, сходить поволонтерить в дом престарелых, в дом малютки или на производство, где работают слепоглухонемые люди.
Юлия Жильчикова, руководитель благотворительной организации «Будущее есть!»:
- Я сама мама ребенка с ОВЗ и наш фонд занимается социальной адаптацией людей с особенностями, поэтому ситуация с Игорем меня задела за живое. Это очень грустная история, которая в очередной раз показывает, что темы трудоустройства людей с инвалидностью стоит в нашей стране очень остро. А ведь это такие же люди, и они так же хотят работать и зарабатывать, посещать различные мероприятия, проводить свой досуг. Недавно мы с детьми были в гипермаркете «Леруа Мерлен» и меня очень порадовало, что там на кассах работают люди с проблемами слуха: установлены специальные таблички, которые предупреждают об этом покупателей. И это вызвало большое уважение к компании, вот просто молодцы! Я стою и радуюсь: вот человек работает. Он улыбается, он чувствует свою значимость. Нужно больше просвещения на эту тему в обществе. О том, что есть люди с особенностями. И они достойны хорошего и уважительного человеческого отношения.
Комментарии (0)