Вологжане смогут показать сиротам «настоящую жизнь»

statics/images/arcticles/052021/12052021xa73eb4ce.jpg
Кандидаты в наставники знакомятся с детьми на совместных занятиях и мастер - классах.
Фото предоставлено центром помощи детям «Флагман»
statics/images/arcticles/052021/12052021xd2f560f1.jpg
Для подростков очень важно получить навыки, которые им пригодятся во взрослой жизни.
Фото из архива газеты «Красный Север»

«Я всегда мечтала о дочке, а родились трое сыновей, - делится вологжанка Ирина Зайцева. - Взять девочку из детдома у нас не позволяет жилплощадь, да и муж к этой идее относится настороженно. Вот почему я решила начать с наставничества. Присмотрела в детском доме 11-летнюю Настю и теперь с ней дружу: навещаю в выходные, делюсь опытом, помогаю подготовиться к взрослой жизни». 

Три сыночка и лапочка-дочка

Ирина Алексеевна успевает все: работает, ведет хозяйство, растит сыновей. А в свободное время участвует в благотворительных акциях: как волонтер АНО «Светлица» она поддерживает «больничных нянь», собирает вещи и детское питание для мам-одиночек. 

Когда мысль о дочке крепко засела в ее голове, вологжанка записалась в школу приемных родителей в центре помощи детям «Флагман». А прошлой осенью после учебы ей предложили съездить в Сизьму вместе с педагогами и детьми. Вот там-то, в поездке, многодетная мать и приметила Настю с братом-подростком Романом. После долгих раздумий решила - попробую. Прошла собеседование в центре помощи, заполнила анкету и оформила наставничество над детьми.

- Помню, в феврале я первый раз пришла навестить Настю с Романом. Вместе мы мастерили открытки-валентинки, а между делом общались, узнавали друг о друге, - рассказывает Ирина Алексеевна. - С тех пор видимся каждое воскресенье: рисуем, читаем книги, играем в настольные игры, подтягиваем учебу. 

Общение со взрослым другом-наставником уже пошло Насте на пользу, уверена вологжанка. Раньше у нее не было подруг ни в школе, ни в центре помощи: росла пацанкой, общалась только с мальчишками. Поэтому Ирина Зайцева старалась подсунуть ей то яркую заколочку-резиночку, то девчачьи раскраски с единорожком. И вот недавно девочка похвасталась, что завела подружку. 

- Мне кажется, что Настя как-то взбодрилась: она радуется моим визитам, охотно идет на контакт, делится проблемами и радостями, обнимает меня при встрече. И дело вовсе не в гостинцах, книгах, фломастерах. Просто девочка чувствует, что она кому-то интересна, нужна и что у нее есть взрослый друг! От этого у Насти даже повысилась самооценка, - делится наставница. 

А вот с Романом пока сложнее: после нескольких визитов он замкнулся - возможно, это переходный возраст. Ирина Алексеевна в душу не лезет и ситуацию не форсирует. Говорит, пусть все идет своим чередом. В ближайших планах - пригласить детишек в гости, сводить в музей, прокатить на машине по городу, благо муж уже оттаял и даже предложил свою помощь.

- В детском доме у ребят есть все: классные воспитатели, вкусная еда, яркая одежда, интересные поездки. Чего там нет, так это семьи. Очень хочется, чтобы Настя с Романом узнали, что это такое. Это важно для девочки, которая, конечно же, должна расти с мамой, - говорит Ирина Зайцева. - Да и парням, которых в центре помощи воспитывает в основном женский персонал, мужской пример совсем не помешает.

«Я их никому не дам в обиду»

Вологжанка Алина Репина взяла шефство над сиротами еще в 2010 году. Тогда, увидев призыв о помощи в соцсетях, она пришла в детский дом упаковывать новогодние подарки. 

- Помню, у меня был пакет с шоколадными яйцами, когда в зале появился 10-летний Петя. Я протянула ему яйцо, а он передал его дальше, друзьям. Так же поступил и со вторым, и с третьим - не жалея, не думая о себе. Это меня удивило, а мальчик запал в душу так, что на следующий день я вернулась его навестить. Он вышел не один - с братом-погодком, - рассказывает Алина Михайловна. - Эти ребята рано попали в детдом: их забрали у пьющей матери. Мы долго притирались, находили общий язык, учились сотрудничать. «Можно я вас обниму?» - спрашивала я. «А как это? А зачем?» - удивлялись Петя с Пашей. 

Шли годы. Алина Репина со своими подшефными не расставалась ни на неделю: сначала проведывала их в детском доме, потом брала к себе в гости. 

- Я сразу сказала мальчишкам, что взять их к себе не смогу, да и разница в возрасте у нас небольшая - 15 лет. Но я обещала стать им взрослым другом и, надеюсь, стала: когда братьев хотела забрать подмосковная семья, они отказались, мол, у нас есть Алина Михайловна. Мы с ребятами много говорили о жизни. Я старалась донести до них, что надо много трудиться, чтобы чего-то достичь. 

Разумеется, в детстве я их баловала: покупала игрушки, одежду. Помогаю и сейчас, но так, чтобы мальчишки не были потребителями, чтобы и сами для себя постарались. А главное, чтобы поняли: никто им ничего не должен, и деньги с потолка не падают. 

Сейчас Петр окончил строительный колледж, освоив профессии каменщика и сварщика. Павел учится на повара. Алина как юрист помогла им обзавестись собственным жильем. И если со старшим юношей проблем нет, то Пашка, было дело, взбрыкнул: начал покуривать, выпивать, хотел вкусить взрослой жизни. Полгода они не общались, а затем парень пришел с повинной: мол, я все понял, был не прав. 

- Когда они вышли из детского дома, то тыкались, как слепые котята: не знали, как оформить паспорт, полис, как записаться к врачу, как отстоять в суде свое право на жилье. Всюду я водила их буквально за руку, - говорит Алина Михайловна. - Сейчас хочу, чтобы ребята учились и дальше, в вузе. Ну а пока что мы с ними всегда на связи. В любое время я могу к ним приехать и отругать за немытый пол. Могу попросить их о помощи. Они делятся со мной сокровенным. Разумеется, Петя и Паша давно уже мне как родные, и я их никому в обиду не дам. Бывает, со смехом спрашиваю: «Парни, стакан воды-то мне в старости принесете?» - «Что вы, Алина Михайловна, даже чаю нальем…»

В тему

Чтобы стать наставником, нужно:
• Написать заявление в центр помощи детям «Флагман».
• Пройти краткую психологическую диагностику.
• Предоставить справку об отсутствии судимости.
• Предоставить справки из психоневрологического и наркологического диспансеров.
• Заполнить согласие на обработку персональных данных.

Совсем другая жизнь 

Наставничество над сиротами практикуется во всем мире. И, как показывают исследования, это благотворно влияет на ребят. Несколько часов общения в неделю со взрослым наставником (это как старший брат или сестра) помогают «казенным» детям увидеть совсем другую жизнь - настоящую. Только представьте, что к своим 18 годам вы никогда сами не покупали себе одежду, не выбирали, что хотите съесть на ужин, не заводили домашних животных. Более того, вы не могли закрыться в комнате и посидеть наедине с самим собой, не засыпали, уткнувшись в родное плечо, не слышали «Спасибо!» от чужого человека. Все это - реальные проблемы юных сирот.

- Бывает, к нам приходят люди, готовые помочь нашим детям, но не готовые забрать их в семью. Или супруги хотят взять под опеку ребенка, но пока сомневаются. Им мы предлагаем оформить наставничество, - рассказывает Ольга Комякова, заведующая отделением содействия семейному устройству Вологодского центра помощи детям «Флагман». - Для этого требуется немного: навещать ребенка регулярно, воспринимать его таким, какой он есть, поддержать дружеским советом, делиться душевным теплом. А еще можно заинтересовать его новыми увлечениями, помочь с уроками, вместе пойти на праздник или мастер-класс. Наличие «своего» взрослого поднимает статус подростка: он ощущает себя «крутым», начинает лучше учиться и выстраивать отношения. Много черпают из этой дружбы и наставники, которых поддерживают психологи центра.

Все желающие могут присоединяться. Мероприятия обычно проходят в центре помощи (Вологда, Ветошкина, 52а) по четвергам (начало - в 18 часов). Уточнить информацию можно по телефону 8 (8172) 75-95-73 или на сайте учреждения.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: