В «Семенково» создали «Ночлежный приют»
Новая экспозиция музея расположилась в Доме Храповых, привезенном из деревни Бор Нюксенского района. С 1902 по 1905 год в нем размещалось Министерское двухклассное училище народного просвещения. Когда в 2005 году Дом Храповых перевезли в музей «Семенково», там построили экспозицию «Сельская школа».
- В частности, для посетителей музея на этой площадке проходят занятия по дореформенной старой орфографии, уроки ботаники, арифметики. Экскурсантов уже на входе встречает строгая, но добрая учительница. За партами при помощи пера и чернил они учатся, выводят свои каракули, - рассказала интенет-телевидению «35ТВ» заведующая музеем «Семенково» Наталья Киршина.
По ее словам, Дом Храповых - единственный объект на территории музея, куда были перевезены и жилая, и хозяйственная части. Здание представляет собой образец зажиточного крестьянства: крепкий пятистенок, внутри - зимняя и летняя избы, горница. На втором этаже - светелка с выходом на балкон.
Этой осенью научные сотрудники решили раскрыть тему послеурочной жизни крестьянских учеников и их социальной поддержки и разработали на базе горницы Дома Храповых экспозицию «Ночлежный приют».
По словам Натальи Киршиной, еще в 60-е годы XIX столетия в Вологодской губернии был низкий уровень грамотности населения. Подавляющая часть детей проживала в деревнях, а школ в те годы было мало.
- Когда земством были проведены специальные исследования, выяснилось, что дети, которые проживают на расстоянии более трех верст, менее охотно посещают школьные занятия. И если при школах организовать ночлежки, то ситуацию можно действительно изменить, - поделилась в ходе экскурсии заведующая музеем «Семенково».
Так для детей при школах начали организовывать небольшие комнаты для ночлега. Обустраивали их на крестьянские пожертвования. Каждый приносил все что мог: столы, стулья, кровать, одежду, крупы, картофель, муку.
- Для крестьянских детей ночлежный приют был большой радостью. Им не надо было брести через лес по непогоде: в стужу, в дождь. Через лес, который населяли опасные животные. Если они оставались при школе, им был гарантирован горячий приварок (горячая похлебка). А в обязанности учителя входило также, чтобы дети были заняты каким-то благим занятием: мальчиков учили плотницкому или переплетному делу, девочек - рукоделию. И так их вечер был занят, - отмечает Наталья Киршина.
Юлия ЕФРЕМОВА
Комментарии (0)