«Точки роста» учатся «дружить» с российским ПО

statics/images/arcticles/092023/20092023x4de3e5ad.jpg
Чтобы освоиться с новым программным обеспечением, школе в Огаркове понадобилось немало времени.
Фото автора

«Ноутбуки привезли, а подключить их не можем», - сетуют некоторые педагоги в сельских школах. Современные «Точки роста» ежегодно появляются в самых отдаленных школах региона. Модернизация предполагает серьезное компьютерное оснащение учебных заведений, но подключить оборудование способны не в каждой школе. «Красный Север» разбирался, как можно помочь в этой ситуации.

Переходный период

Из-за санкций Россия практически полностью переходит на российское программное обеспечение. И если до 2022 года в российские школы поставлялись компьютеры и ноутбуки на системе Windows, то теперь они оснащены российской системой «Астра Линукс», которая отличается по интерфейсу от прежней, к которой уже успели привыкнуть. И пока педагогам не объяснили, как работать с российским ПО, они были в замешательстве.

- Даже не знаю, что делать с этими компьютерами. Мы их даже включить толком не смогли - они сразу запрашивают какие-то пароли, логины, таблицы какие-то выскакивают. Отправили всю партию в Белозерск. Так что проблема действительно есть, - волнуется Анна Замятина, директор Шольской школы Белозерского округа.

Анна Геннадьевна перечисляет, что в рамках проекта «Точка роста» их школа получила 19 ноутбуков, многофункциональный принтер и оборудование для робототехники, вот только последние работают на системе Windows, а ноутбуки - на российском программном обеспечении, и она не представляет, как их коммутировать между собой.

- У нас в школе нет специалиста, который бы хорошо разбирался в компьютерах, а мы далеко от райцентра - 60 километров до Великого Устюга. Поэтому на нынешней неделе отправляем двух наших учителей, которых должны в Устюге научить, как правильно подключить новые ноутбуки. Они берут с собой пару ноутов, чтобы на них обучиться и потом настроить остальные, - подтверждает Надежда Рожина, директор школы в поселке Полдарса Великоустюгского округа.

сПРАВКА

В нынешнем учебном году «Точки роста» открылись в 33 школах восемнадцати муниципалитетов: Бабушкинском, Белозерском, Вологодском, Великоустюгском, Верховажском, Вожегодском, Грязовецком, Кирилловском, Кичменгско-Городецком, Междуреченском, Никольском, Нюксенском, Сокольском, Тотемском, Тарногском, Устюженском округах, Череповецком и Шекснинском районах. 

В 2022 году в Вологодской области были открыты 44 «Точки роста», а всего с 2020 по 2023 год центры образования созданы в 162 сельских школах региона. 

В новых кабинетах ученики используют в обучении новейшие лаборатории и наборы по химии, физике, биологии, нейротехнологиям и экологии, микроскопы и робототехнические конструкторы.

Нареканий к работе программного оборудования у специалистов нет - оно справляется со своими функциями. Однако для того чтобы «подружить» новые компьютеры со специализированной оргтехникой - принтерами, сканерами, цифровыми досками, нужны квалифицированные специалисты. А они есть далеко не в каждой школе.

И хорошо, что есть кому помочь.

«Поможем даже по телефону»

Ирина Мизгирева, заместитель директора Центра информатизации и оценки качества образования отмечает, что некоторые школы действительно сталкиваются со сложностями в подключении новых компьютеров к сети Интернет. И подчеркивает две причины: обязательство школ подключаться к Интернету только через «Единую систему передачи данных», которая фильтрует допустимый контент, и человеческий фактор, из-за которого люди попросту не находят времени разбираться с инструкциями.

- На самом деле есть подробные инструкции и на сайте ЕСПД, и на сайте «Астра Линукс» о том, как правильно подключить компьютеры. Но некоторые попросту боятся новых терминов - IP-адрес, прокси-сервер. Это поначалу кажется сложным, но мы готовы помочь даже по телефону - инструкции довольно простые. При необходимости вышлем специалиста на место, все поможем подключить и запустить, - говорит Ирина Николаевна.

Действительно, по штату далеко не во всех школах есть должности системных администраторов, поэтому, как правило, этот функцио­нал на себя берут учителя информатики или вообще непрофильные специалисты. По телефону (8172) 71-55-87 можно сообщить о проблеме и проконсультироваться, что делать в конкретной ситуации. 

Евгения Вяткина, временно исполняющая обязанности директора школы в Туровце Междуреченского округа, где тоже в нынешнем году создана «Точка роста», рассказала, что новые ноутбуки им завезли еще в августе, со всем быстро разобрались, специалисты центра информатизации помогли учителю информатики все установить и подключить. Но тут возникла другая проблема: на десять ноутбуков в школе оказался слишком слабенький Интернет.

- Нам не хватает скорости, сайты подолгу загружаются, не всегда получается оперативно отправить нужную информацию по электронной почте. Обращались в «Ростелеком», но пока ситуацию не исправили. Если бы центр информатизации мог с этим помочь - было бы здорово!

Дело привычки

- Когда нам в 2022 году поставили ноутбуки с «Линукс», наша программист сначала сказала, что это ужас и она никогда с этим не разберется. Но спустя пару недель она же делилась своими восторгами от новых ноутбуков, - рассказала Наталья Мурзаева, директор Огарковской школы Вологодского округа.

В этой школе «Точка роста» появилась еще в 2020 году - тогда классы укомплектовали 10 ноутбуками на Windows, а летом 2022 года по проекту «Цифровая образовательная среда» получили еще 14 ноутов уже на «Линукс», плюс нынешней весной докупили еще 14 российских ноутбуков. В целом все уже освоились с новым ПО, но на это понадобилось время.

- Это ведь дело привычки - сначала неудобно, а потом, когда разберешься, уже без проблем работаешь. Сложность в том, что если бы вся страна разом перешла на российское ПО, то было бы проще. 

А пока переходный период, у кого-то - Windows, у кого-то - «Линукс», бывает, что даже простые документы при пересылке некорректно открываются, надо уметь сохранять их в нужном формате. Все эти мелочи и создают поначалу некий негативный фон, - отмечает Людмила Никулина, председатель комитета по образованию и культуре администрации Вологодского муниципального округа.

- С новыми компьютерами приходится повозиться, не все программы устанавливаются на российское ПО. Мы пробовали запустить программу по обучению игре в шахматы, но не вышло. 

В остальном - вполне рабочие машины, учителя со временем привыкают, - подтверждает Дмитрий Фотин, директор Мегорской СОШ из Вытегорского района. 

Образование

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: