Субботняя банька в деревне - это святое

statics/images/arcticles/122021/08122021x8c154017.jpg
Жители села порой сталкиваются с проблемой выписать лес для заготовки дров. Вот и приходится экономить на бане.
Фото Светланы Шубиной

Читаю газету, вижу, как мои земляки со всей области пишут письма о своем, наболевшем. Вот и мне на правах читателя захотелось воспользоваться такой возможностью, тем более что озвученная мною тема - «у леса и без леса», - уверен, будет интересна многим сельским жителям.

Городской человек имеет возможность в любой день помыться в собственной ванне или сходить в общественную баню. У сельских пенсионеров таких привилегий, к сожалению, нет. Бани, как правило, построены еще во времена Советского Союза, им по сорок, а то и больше лет, и поэтому многие допотопные строения непригодны для эксплуатации, а отремонтировать их некому. 

Многим старикам просто необходимо распарить старые больные кости в теплой баньке, но, увы, сделать этого они зачастую не могут даже в том случае, если покосившаяся банька еще терпит и не разваливается.

Во-первых, чтобы хорошенько натопить старую баню, особенно в зимнюю пору, необходимы дровишки, а их приходится экономить. Почему? Да потому, что купить «фишку» дров, да еще и с браком, распилить и расколоть их - слишком дорогое удовольствие, которое обойдется в 30 тысяч рублей. 

Знаю, что зимой в самые морозы многие из нас, деревенских, баню и вовсе не топят - согреют в печи чугунок или кастрюлю водички, помоют голову, а тело оботрут вехоткой - вот и все дела. 

А квитанции за воду, тем не менее, шлют каждый месяц как по расписанию. Хотя в морозы у многих она замерзает, и в таких случаях люди растапливают снег или берут воду из речек, если они протекают где-то рядом.

Приходят в негодность и хозяйственные постройки, в которых через пазы можно поздороваться с теми, кто находится на улице. Зачастую в эти убогие сараюшки заходить опасно, потому что потолок может рухнуть и человека накрыть. Кто-то из пожилых людей, даже и одиноких, решился бы завести кур или выкормить поросеночка, чтобы сытнее жить с яйцами, мясом да тушенкой, но, увы, из-за ветхости строений они лишены этой возможности. 

Кто-то из читателей может задать вопрос о том, почему бы самим не отремонтировать старое или не построить что-то новое, привлекая к помощи если не детей, то более молодых и еще работоспособных родственников. А вот не построить, поскольку строительный материал теперь дороже золота! Обыкновенная некондиционная доска обойдется тебе в 16 - 18 тысяч, а половая будет стоить и того дороже: 24-25 тысяч рублей, при том это однозначно будет одна осина или береза.

Выписать эти пять кубометров по всем правилам тоже достаточно сложно. На нелегальную рубку решишься - обязательно попадешься и засветишься так, что мама, не горюй! Конфискуют и последнюю бензопилу, и заготовленный лес: если успеешь его заготовить, так еще в придачу и штраф тебе дадут в солидном размере. 

Кому-то, конечно, если кровь из носу как нужен ремонт, удается законным путем попасть в лес. Едет тогда мужик на делянку, спиливает два-три дерева, обрезает комелек нужного размера, а остальную часть ствола, из которой вышло бы еще несколько бревен, вместе с сучками оставляет в лесу. Так поступают многие, и это не секрет. Оставшийся лес полежит год или два и будет уже никуда не годен, только на щепу. Вот поэтому сейчас в лесу, как говорится, черт ногу сломит, зверь и уходит к населенным пунктам ближе к человеку, который зачастую его истребляет.

Считаю, что каждый шаг в лесном деле необходимо как следует контролировать, и тогда будет меньше возникать самых разных вопросов, о которых написано выше. Как было бы хорошо, если бы мужик, заплативший реальную денежку за спил 10 - 12 деревьев - их на баньку будет вполне достаточно, - пришел в лес, все заготовил, сучья в кучку аккуратненько собрал, что-то из остатков домой на дрова увез - и на всех фронтах порядок.

Хорошо бы, конечно, на старости лет в благоустроенной квартирке да в собственной ванне греться, но такие мысли для жителей из дальних деревень - из области фантастики. Жилых домов и квартир там строится мало. Существует, конечно, очень хорошая долгосрочная программа областного и федерального правительств по переселению жителей из ветхого и аварийного жилья, но тогда придется ехать на постоянное место жительства в более крупные сельские населенные пункты или вообще в города, а старые люди с трудом покидают места, где они прожили всю жизнь, и это тоже надо учитывать.

Иван ШУШКОВ, деревня Заборье, Бабушкинский район

Бабушкинский район

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: