Следы оштинского «американца» нашлись в Севастополе?

statics/images/arcticles/042020/29042020xd77df83f.jpg
Небольшие, но маневренные катера Черноморского флота использовались как для ведения боевых действий, так и для доставки пополнения и техники на занятые десантниками плацдармы.
Фото с сайта qrim.org
statics/images/arcticles/042020/29042020x5651792a.jpg
Александр Аристаров (слева) во время командировки в Америку осенью 1935 года.

Интересное продолжение получила история нашего материала «Как вытегорский инженер попал в Америку», опубликованная в одном из мартовских номеров «Красного Севера».

Инженер Севморзавода

Речь в публикации, напомним, шла о том, что представители ветеранской организации Оштинского сельского поселения пытаются выяснить судьбу своего земляка с раритетной фотографии. На пожелтевшем от времени снимке 30-х годов прошлого столетия - двое мужчин на фоне автомобиля «Форд» где-то на территории Америки. Один из них - уроженец оштинской земли Александр Аристаров, незадолго до этого направленный за океан в служебную командировку по личному распоряжению «всесоюзного старосты» Михаила Калинина. 
Проведя на чужбине несколько месяцев, Аристаров вернулся на свою малую родину. Но вскоре он заболел, скоропостижно скончался и был похоронен на кладбище в Оште.

Кстати

Уроженцы вытегорской земли действительно оставили заметный след в отечественном кораблестроении. В годы войны под Вытегрой, где находился штаб Онежской военной флотилии, проводился текущий ремонт катеров и канонерских лодок. 
Именно в Вытегре в теперь уже далеком 1897 году появился на свет и Михаил Алексеевич Рудницкий, после революции добровольно пошедший служить на военные корабли Морских сил Рабоче-крестьянской Красной Армии. 
Воевал с белофиннами на Онежском озере, был участником северного похода на Новую землю, затем служил на подводных лодках. 
Окончив кораблестроительное отделение Военно-морской академии, работал в военных НИИ начальником секции проектирования подводных лодок. Принял непосредственное участие в создании нового типа отечественных субмарин серии «К» - крейсерская, сыгравших огромную роль в противостоянии с фашистскими кораблями на Балтике и в Северном море. 
А уже в 50-е, получив звание инженер-контр-адмирала, руководил обучением экипажей первых советских ядерных подводных лодок.
Что же касается Черноморского флота, то, помимо Дмитрия Глухова, золотыми звездами Героев или орденами Ленина были награждены еще более 30 уроженцев вологодской земли. Свыше 3 000 наших земляков помогали отстраивать после войны военно-морские базы и объекты гражданской инфраструктуры 
в Севастополе и Керчи. 
А с 1983 по 1985 год командующим Краснознаменным Черноморским флотом был уроженец Шекснинского района адмирал Алексей Калинин.

Первыми на ту публикацию откликнулись дальние родственники Александ­ра Аристарова из Вытегорского района. По их словам, перед поездкой в Америку Александр Васильевич был приписанным к Черноморскому флоту военным инженером и работал не то в Севастополе, не то в Балаклаве, где уже тогда хотели строить в прибрежных скалах секретную базу для дизельных подводных лодок.
Нам удалось связаться с представителями Вологодского землячества в Крыму, которые также подключились к поискам героя публикации. В довоенном списке гражданских служащих Черноморского флота искомой фамилии обнаружить не удалось. Зато в документах Севастопольского морского завода за 1932 год среди прочих инженеров, работавших над созданием малых боевых кораблей, действительно значится некий «А. Аристаров».
Архивных документов, подтверждающих вытегорские корни этого человека, пока нет. Но на Севморзаводе, когда-то считавшемся главной верфью для постройки возрождавшегося после Гражданской войны Черноморского флота, сохранились воспоминания ветеранов о том, что в 30-е годы четверо специалистов были отправлены на стажировку в США для изучения новаторских методов сварки.

Земляки с «Альбатроса»

Добавим, что инженерная группа, в которой числится «А. Аристаров», в самом начале 30-х годов проводила на Севморзаводе ремонт катера «Альбатрос», с которым напрямую связана судьба нашего именитого земляка, Героя Советского Союза Дмитрия Глухова. Уроженец череповецкой деревни Хмелино, достигнув призывного возраста, был направлен на Черноморский флот и начинал свою службу краснофлотцем именно на «Альбатросе». Был на нем старшиной рулевых, боцманом, помощником командира. Потом окончил курсы комсостава и в годы Великой Отечественной войны стал, пожалуй, самым известным командиром-катерником, о котором еще при жизни (а Дмитрий Глухов получил смертельное ранение в ноябре 1943-го, обеспечивая поддержку Эльтигенского десанта) стали слагать легенды.
Кроме того, наш предполагаемый земляк и военный инженер Севморзавода должен был неоднократно встречаться с Дмитрием Глуховым и в 1934 году. Тогда на севастопольском предприятии началось серийное производство сторожевых катеров и так называемых «мошек» - небольших по размерам морских охотников, одним из которых и командовал будущий Герой Советского Союза на заре своей командирской деятельности.
Кстати, после того как в самом начале Великой Отечественной войны сразу несколько крупных кораблей Черноморского флота подорвалось на минах или было потоплено вражеской авиацией, большинство линкоров и крейсеров отвели в Новороссийск и Батуми под охрану зенитных батарей. И основными реальными боевыми единицами на Черном море вплоть до начала 1944 года оставались эсминцы, подводные лодки и небольшие, но очень маневренные и живучие торпедные и сторожевые катера.

Максим ВОЛОДИН

Резонанс

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: