Режиссер спасовал перед харовскими усами

statics/images/arcticles/072022/27072022x46bb0cab.jpg
Главную роль в кинокартине исполнил простой харовский мальчишка Сергей Кузнецов.
Кадр из фильма «Ветер странствий»

Если о снимавшейся в Белозерском районе «Калине красной», как и о недавней «Обители», съемочной площадкой для которой стал Кирилло-Белозерский монастырь, знают едва ли не все, то о другом «вологодском» фильме - «Ветер странствий» - теперь уже мало кто помнит. И совершенно напрасно: для конца 70-х эта лента стала большим событием.

Ставка на дебютантов

В феврале 1979-го «Красный Север» информировал читателей: «Первыми зрителями фильма «Ветер странствий» стали ребята Харовского района, ведь фильм снимался большей частью здесь, и многие из них принимали участие в съемках. А исполнителя главной роли Сережу Кузнецова, ученика средней школы № 2 города Харовска, после просмотра фильма качали на руках».

Далее газета сообщала, что стараниями режиссера Юрия Егорова «в фильме мы увидим неповторимую красоту вологодского края, простые лица наших селян-вологжан», услышим родной «окающий говорок». В основе же сюжета ленты, снятой по произведениям Михаила Пришвина, долгое путешествие двух оставшихся без матери деревенских ребятишек - Митраши и Насти - в госпиталь к тяжело больному отцу, сержанту Веселкину.

На главную роль Митраши выбрали харовского шестиклассника Сергея Кузнецова. Правда, экранную сестру ему подобрали за пределами области - в Костроме. Зато их маму сыграла ведущая в то время актриса Вологодского драмтеатра Любовь Филиппова. Кроме того, в массовых сценах «засветились» более 50 харовчан разных возрастов.

- Я попал в массовку благодаря своей худобе, мне в ту пору девять лет было, - улыбается Владимир Комаров. - Снимали эпизод о том, как из блокадного Ленинграда детей самолетом вывозили и по деревням на подводах отправляли. Основную массу маленьких статистов набрали в местной школе-интернате, а когда уже на площадку повезли, я помощнику режиссера на глаза попался. Переодели в одежду того времени и тоже в телегу посадили, к остальным. Эпизод маленький, но съемки продолжались целый день. Мне потом гонорар заплатили - три рубля, матери их отдал.

Наша справка

Рабочее название фильма - «Нечаянные радости». Именно так он был известен и в Харовском районе. Привычное название кинолента обрела уже в процессе монтажа на киностудии имени Горького. Фильм не выбился в лидеры кинопроката, но получил благосклонные оценки критиков. У Любови Филипповой, выходившей на сцену Вологодского драмтеатра более трех десятков лет, впереди были еще две кинороли: в фильмах «Среди тысячи дорог» и «Псих».

- Когда к месту съемок у старого аэродрома подъехали автобусы с артистами, а потом приземлился и самолет, туда, наверное, все окрестные села сбежались, - подключается к беседе старшая сестра Владимира Ирина Смекалова. - Самое яркое воспоминание, как из самолета выходит пилот, снимает шлем, и на плечи ниспадают женские волосы. Пилот оказывается девушкой! 

Ирина, и ее брат все так же живут в Харовске. После школы Владимир окончил Сокольский политехнический техникум, потом много лет отработал в Харовске на железной дороге.

Узнаваемый пейзаж

Кстати, старое здание местного железнодорожного вокзала тоже мелькает в кадре. Узнаваемы и другие места съемок, в том числе в соседнем с Харовским Сокольском районе, - там, на берегу Сухоны, снимался эпизод, как дети отправляются в путь на больших плотах.

Местом же для самой душещипательной сцены, в которой маленький главный герой едва не тонет в болоте, стали окрестности харовской деревни Козлиха. Как и в истории с девушкой-летчицей, была масса дублей. 

И только когда Сережа Кузнецов совсем обессилел, став похожим на действительно тонущего в болоте ребенка, наконец, прозвучала команда: «Камера, стоп, снято!»

Вообще авторитет режиссера на площадке был непререкаем. И все же однажды его «деспотизм» спасовал перед упрямством простого харовчанина. Найденный ассистентами местный мужчина по фактуре подходил на роль солдата, но в обычной жизни носил усы. Юрий Егоров коротко бросил: «Побрить это безобразие». Но лишаться своих щегольских усов вологжанин категорически отказался. Как ни уговаривали его - ни в какую. Режиссер насупился, но все-таки сдался. Солдат-харовчанин попал на экран с усами.

Панамка в кадре

Какой гонорар заплатили Сереже Кузнецову - история умалчивает, но врученный ему в подарок фотоаппарат одноклассники запомнили. После школы юноша поступил в Вологодский политехнический институт, окончив первый курс, был призван в армию. Отслужив, вернулся на Вологодчину, но в 1987-м погиб в ДТП.

А вот для Ирины Шмелевой фильм «Ветер странствий» и поныне остается определяющим в жизни. На съемочную площадку девочка попала с мамой. Не для съемок, а просто потому, что ее не с кем было оставить. Мама должна была сыграть пусть и маленький, но эпизод со словами, удивляясь худобе привезенных из Ленинграда ребятишек. Но эта сцена не вошла в фильм, а вот Ирина, наоборот, оказалась на экране.

- У меня платьице было старое, а на голове панамка. И она чем-то режиссеру приглянулась, - вспоминает Ирина. - Взяли у меня панамку и другой девочке из массовки передали. Мне обидно стало, слезы на глаза наворачиваются. Кто-то из киногруппы это заметил, стал утешать. А потом говорит: «Тоже будешь сниматься». Причем я так в своем платье и осталась, только платок белый на голову мне повязали. Изображала в кадре деревенскую девочку, что вместе с взрослыми идет за телегой с ленинградскими детьми.

Эта сцена так подействовала на юную вологжанку, что она решила: вырастет и обязательно станет заботиться о попавших в беду детях. И данное себе слово сдержала. После школы училась в Вологде, выйдя замуж, уехала в Пермь, где без малого три десятка лет проработала в социальном приюте. 

«Красный Север» 105 лет Юбилей Люди и судьбы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: