Производители фанеры просят расширить меры поддержки отрасли

statics/images/arcticles/022024/28022024x0faa9ccc.jpg
Производители фанеры Северо-Запада активно ищут новые рынки сбыта продукции.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/022024/28022024x9e187961.jpg
Илья Коротков.

Ситуация в фанерной отрасли оказалась на минувшей неделе в центре внимания Совета Федерации. Сенаторы, эксперты, руководители предприятий обсуждали меры поддержки, которые, с одной стороны, могут способствовать продвижению российской продукции на экспорт, а с другой - снизить внутренние барьеры. Свои предложения внесли и представители компаний из Вологодской области.

Внешние факторы

Мерам поддержки отечественных производителей фанеры было посвящено заседание Экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу, которое прошло под председательством заместителя председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяны Гигель. В его работе участвовали представители Торгово-промышленной палаты России, Минпромторга, руководители ведущих предприятий, производящих фанеру на экспорт, в том числе генеральный директор АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» Илья Коротков, а также директор по взаимодействию с государственными органами компании «Свеза» Борис Френкель.

Как отметила Татьяна Гигель, экономические санкции со стороны западных стран стали серьезным вызовом для отрасли.

- Производители фанеры в России оказались в более сложном положении, нежели другие подотрасли лесопромышленного комплекса, так как много лет были ориентированы на западные рынки, - констатировала сенатор.

В условиях кардинальной перестройки логистических цепочек с Запада в направлении Азии и стран, как сейчас принято говорить, глобального Юга производители фанеры столкнулись с серьезными издержками. Поэтому представители отрасли в очередной раз выступили с предложением сохранения транспортных субсидий для предприятий-экспортеров на 2024 - 2026 годы. Кроме того, производители фанеры рассчитывают на помощь государства в продвижении своей продукции на внешних рынках. Речь идет о содействии в участии предприятий в специализированных международных выставках и форумах, организации деловых встреч и переговоров с потенциальными клиентами.

- Также мы попросили профильные министерства активизировать работу по поддержке отрасли на рынках дружественных стран - прежде всего Турции и Индии - в части снятия тарифных и нетарифных барьеров для российской березовой фанеры, - дополнил Борис Френкель.

Снять внутренние барьеры

Но производители фанеры сталкиваются с ограничениями не только в работе с зарубежными партнерами, много нерешенных вопросов остается для них и внутри страны. Одно из них - взаимодействие с таможенной службой.

- Контроль продукции деревообработки Федеральная таможенная служба ведет в тоннах. Хотя в лесной отрасли и в работе с покупателями учет продукции производится в кубометрах. В результате отмечаются регулярные случаи остановки транспорта с продукцией деревопереработки на федеральных таможенных постах с замечанием о том, что вес груза, заявленный в декларации, не подтверждался данными при первоначальном взвешивании груженого автотранспорта. При этом транспорт направляется на дополнительное взвешивание и последующий контроль. А предприятия при этом вынуждены нести серьезные расходы, - подчеркнул Илья Коротков.

Поэтому представители отрасли выступают за внесение изменений в таможенное законодательство с тем, чтобы вес груза в декларациях также указывался в кубометрах.

Также на заседании совета поднималась сложная ситуация, в которой оказалось ООО «Фиброплит» (входит в группу компаний «Череповецкого ФМК»). Это расположенное в индустриальном парке «Череповец» предприятие выпускает новый экологичный продукт - фибролитовую плиту. Этот строительный материал хорошо известен на европейском рынке. Именно поэтому изначально завод строился в основном для работы на экспорт. Но с введением санкций дорога для этой продукции в Европу оказалась закрыта. А активному применению фибролитовой плиты на внутреннем рынке мешает отсутствие ГОСТа. Работу над оформлением необходимой документации предприятие ведет с 2022 года, вкладывая в это немалые средства.

Даже в нынешней ситуации у продукции остается неплохой экспортный потенциал. Но, поскольку при выпуске фибролитовой плиты используется цемент, в минувшем году она попала под действие вывозных заградительных пошлин. Сегодня это не только тормозит экспортные поставки плитной продукции, но и сдерживает дальнейшее развитие предприятия.

- В результате даже небольшие ручейки экспорта фибролитовой плиты нам были прикрыты. Поэтому нужно вносить изменения в соответствующее постановление Правительства России для того, чтобы этой продукцией можно было беспошлинно торговать за границей, - считает Илья Коротков.

Конечно же, предприятия отрасли испытывают серьезный дефицит кадров и ждут содействия со стороны государства в его решении, в том числе во взаимодействии с учебными заведениями.

Речь в Совете Федерации шла и о необходимости формирования государственной программы по строительству предприятий по переработке низкосортной древесины, прежде всего крупных целлюлозно-бумажных комбинатов, а также стимулирования перевода муниципальных котельных на древесное топливо, стимулирования использования биотоплива в металлургической промышленности.
- Если этого не сделать, то буквально через несколько лет мы столкнемся с проблемой нехватки ресурсов и экологической проблемой, когда наши леса из-за прекращения заготовки неделовой древесины будут просто засоряться, - отмечает Илья Коротков. - В целом состоялся конструктивный разговор. К мнению Совета Федерации прислушиваются профильные министерства. Поэтому будем продолжать диалог и выносить проблемы отрасли на более высокий уровень для того, чтобы их можно было быстрее решать.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: