Помощник Деда Мороза ушел в монастырь

statics/images/arcticles/092022/14092022xd7c7d497.jpg
Автор за работой.
Фото Ксении Гулиной
statics/images/arcticles/092022/14092022x60da1593.jpg
Собор Соловецких святых 2022 года.
statics/images/arcticles/092022/14092022xd2979389.jpg
Кресторезная мастерская монастыря.
Фото с сайта solovki-monastyr.ru

Череповецкий журналист Сергей Рычков, которого во всей стране знают как помощника Деда Мороза, провел лето трудником в Соловецком монастыре. Как это было - рассказ от первого лица.

Есть в России места, которые завораживают тебя на всю жизнь. Для меня это Соловки - острова с большим историческим наследием, древним монастырем, его обитателями и, конечно же, историями. Мне не первый раз приходится быть в этой святой обители, и все мои друзья и подписчики в социальных сетях иногда говорят: ну зачем ты туда едешь, что нового хочешь узнать? Такой же вопрос я задаю и себе, как только на монастырском катере захожу в бухту Благополучия. Предо мной предстают величественный каменный кремль, выложенный из валунов, купола Троицкого собора, и эту картину дополняют чайки, кружащие надо мной. Однажды приехав сюда в дождь, перенеся сильнейший шторм, я полюбил эти места навсегда.

Конечно, я всегда понимал, что в стенах монастыря мне придется нес­ти какое-то послушание. И так как моя первая профессия - повар, келарь (человек, который отвечает за продовольственную безопасность обители) определил меня трудиться в трапезную. Я горжусь тем, что мне доверили готовить для братии Соловецкой обители и ее паломников, и я вспомнил все, чему меня учили, хотя моя нынешняя деятельность далеко ушла от кулинарии. 

Вообще в монастыре у каждого человека есть свое послушание. Кто-то трудится в коровнике, как московский юрист Евгений Ояма (и считает это дело почетным). Этот столичный франт в совершенстве знает три языка, был участником громких судебных дел и... подчищает за коровами, и радуется жизни. Что его к этому подвигло: беспечная и сытая московская жизнь или охота хоть ненадолго скрыться от цивилизации? Другие же несут послушание по уборке территории или заготовке сена, моют посуду и тоже не ропщут. 

А еще в монастыре для всех существует «общее послушание», когда независимо от занимаемой должности, своего духовного звания вся братия с наместником монастыря во главе, например, перебирает морковь. Мне не раз приходилось наблюдать, как владыка Порфирий, переодевшись в рабочую одежду, своими руками разгружает баржу с продовольствием или чистит ручей, вода которого через Крестильную часовню поступает в Святое озеро. 

И это показывает, что здесь все равны. А у меня - трапезная, где работа начинается с раннего-раннего утра и порой заканчивается ближе к полуночи. Но удивительно другое: когда я иду в четыре утра по монас­тырскому двору к себе на послушание, стоит такая удивительная тишина! Даже чайки, которые до этого перекрикивались с налетевшими воронами, спокойно сидят на крыше храма и слушают, как я читаю чуть слышно Иисусову молитву или «Отче наш». А уже на кухне из трапезной сквозь вековую покатую крышу над галереей открывается вид на Святое озеро. 

Хочу сразу же сказать: работать в трапезной очень тяжело, потому что у тебя на плечах - обязанность накормить более 250 человек. Конечно, цифры могут и меняться, но две сотни есть почти всегда. Еда в нашей трапезной (а у нас в обители их три: братская, платная для всех желающих и третья - для трудников и организованных экскурсионных групп) готовится строго по монас­тырскому уставу. 

Я несу свое послушание в последней. Кроме того, что мне приходится готовить завтрак, в моей компетенции еще вся подготовка рыбы и морепродуктов. Если домохозяйка вычистит от силы пару килограммов и уже чувствует себя измотанной, то мне приходится порой чистить до сотни килограммов (иногда доходит до ста двадцати и больше). Особенно много забот доставляют кальмары. Но и к ним я нашел подход, выработав свою технологию чистки, и теперь времени на все у меня уходит намного меньше. 

Мой рыбный цех выходит окнами на монастырский двор, и мне хорошо видно, кто прошел и кто с кем беседует. Именно тут, у Братского корпуса, я встретил Людмилу, жительницу Санкт-Петербурга, которая рассказала, что раньше, когда обитель была закрыта, в Братском корпусе располагался интернат для детей, которых привозили учиться с отдаленных островов Белого моря, и лишь только на каникулы ребят отправляли домой. С ее слов я узнал, что детей учили жены офицеров, которые несли тут службу. Именно здесь она получила блестящее образование, в совершенстве выучила два языка и закончила школу с золотой медалью. Уже потом, когда она поступила в престижный вуз и у нее спросили, где она училась, то не поверили, что на Соловках. Но ее знания говорили сами за себя. А еще я встретил тут своего старого знакомого - француза Ивана Кедрова, с которым познакомился еще до пандемии. Иван два года ждал случая, чтобы приехать в эти благословенные края, и уже не один, а с молодой женой. Конечно, ему недолго пришлось тут побыть: надо было уезжать во Францию, где его ждала работа в редакции одного из бизнес-журналов. В беседе со мной он посетовал, что Европа сама загнала себя в угол, и теперь вместо квартиры у Версаля молодая семья будет снимать небольшую комнатку в Латинском квартале: кризис власти и инфляцию в Европе никто не отменял. На Соловках он радовался, что может показать супруге Россию с ее традициями, верой и красотой.

Если проникнуться историей монастыря, внимательно присмотреться к его стенам, которые выдержали настоящую бомбардировку двух английских военных кораблей во время Крымской войны 1853 - 1856 годов, то можно и сейчас увидеть небольшие пробоины. Англичане планировали сделать соловецкую крепость форпостом для покорения Русского Севера, блокировав Архангельский порт. Тогда прилегающие земли со всеми их богатствами остались бы практически без защиты, и их легко можно было бы грабить. Но защитники крепости выдержали осаду, не понеся никаких потерь. Более того, один из английских кораблей был серьезно поврежден ответной пушечной стрельбой.

Почему-то эта история напомнила мне сейчас нынешние события, когда Запад пытается навязать нам свои условия, но терпит фиаско под тяжестью своих же санкций… А Соловки живут: тут совершаются богослужения, монастырь принимает много паломников, среди которых мне удалось встретить и вологжан, и череповчан, и жителей Грязовца и Тарноги. Эта овеянная историей земля всегда была и остается гостеприимной несмотря на свой суровый климат. Знакомясь с историей монастыря, которая насчитывает несколько эпох, можно попасть как в советские времена, так и в те, что были раньше. В моем небольшом рассказе трудно описать все, надо просто приехать и увидеть это своими глазами. 

Сергей РЫЧКОВ

Соловецкий монастырь

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: