Помнить имя
В Вологде триумфально завершились Беловские чтения
Всероссийские Беловские чтения «Белов. Вологда. Россия», приуроченные ко дню рождения классика деревенской прозы Василия Ивановича Белова, прошли в 12-й раз.
В программу чтений ежегодно входят театральные постановки - как профессиональные, так и вузовских и школьных театров.
Но не только развлекаться приезжают на Вологодчину, когда вспоминают нашего знаменитого земляка. Прежде всего акцент сделан на научной составляющей, поэтому программа всегда заполнена конференциями, семинарами, диспутами.
- Поражен и восхищен Беловскими днями, их масштабом и тем, как в них вовлечены участники всех возрастов, - говорит доктор филологических наук, профессор Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова Андрей Петров. - Я с удовольствием приезжаю в Вологодскую область, зная, что, даже будучи одним из лекторов на научной части мероприятий, модератором дискуссии о том, что есть современный писатель и настоящий патриотизм, сам духовно обогащаешься. Радостно видеть столько неравнодушных, ярких людей.
Ежегодно на Беловские чтения приезжает вдова писателя Ольга Сергеевна Белова, которая занимается сохранением творческого наследия Василия Ивановича.
В ее честь в областной филармонии прошел музыкальный вечер «Хранительница».
Бабушка и сокровища
В этом году в десятый раз прошел Беловский семинар. Он проводится при поддержке администрации Вологды и Президентского фонда культурных инициатив. Семинар - важнейшая часть Беловских чтений. Ведь когда мы говорим о сохранении беловского наследия, это невозможно представить без продолжателей его литературных традиций. Приглашенные эксперты, признанные мастера своего дела, обучают и наставляют начинающих авторов. Участники приезжают из самых разных уголков нашей страны, от Калининграда до Владивостока. Работают секции поэзии и прозы. А в этом году с огромным успехом впервые заработала секция литературной критики - большая редкость в России. Ее провел председатель Ярославского регионального отделения Союза писателей России Мамед Халилов.
Запомнившимся мероприятием стал мастер-класс по «Плотницким рассказам» Василия Белова. Его провел Артем Попов, а затем участники отправились в современную столярную мастерскую, которая находится в Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре.
- Работы присылают очень разные, - рассказывает постоянный эксперт семинара прозы, член Союза писателей России Артем Попов (Северодвинск), прочитавший к мероприятию 107 текстов участников. - Кто-то пишет о возвращении в деревню своего детства, где жила его бабушка, а людей там уже нет... И он забирает оттуда последнюю кошку... Многие пишут о любви, о событиях, недавно пережитых в школе или в студенчестве. А кто-то придумал настоящий детектив в американском духе. Одна участница прислала работу в стиле «Острова сокровищ».
Артем Васильевич особенно отмечает то, что начинающие авторы имеют возможность не только услышать справедливую критику и напутствия экспертов, но и выступить со своим творчеством.
- Я со своей группой «семинаристов» в этом году выступал в библиотеке Грязовца, - говорит он. - И нас там принимали как своих, как бабушки принимают в гостях своих детей и внуков. С таким теплом, заботой, можно сказать, с любовью...
А в прошлом году я был в библиотеке Молочного, и там, наоборот, собралось много молодежи.
Одной из самых ярких встреч стало выступление авторов перед трудовым коллективом Вагоноремонтного завода.
- Заводчане принимали нас с удивительным задором. Ребята так вдохновились, что даже писали экспромты и читали их с огромным успехом, - рассказывает эксперт секции поэзии, член Союза писателей России и редактор сайта организации Григорий Шувалов (Москва).
Скажу стихами
Глядя на то, с каким масштабом проходят Беловские дни в Вологодской области, сколько молодых авторов стремятся попасть на семинар, невольно возникает вопрос: если в последние годы и даже десятилетия принято считать, что молодежь ничего не читает, разучивается мыслить и даже связно говорить, почему их так много?
Инга Чурбанова, эксперт секции поэзии, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, констатирует:
- Мы видим, что новые поколения молодых поэтов по своему уровню значительно уступают своим сверстникам и сорока-, и двадцатилетней давности. Они менее воспитаны как читатели. Им не хватает знаний из теории стихосложения. Начинающий поэт из семьи, где книги и искусство в целом имеют большую ценность и постоянно присутствуют в повседневной жизни, - скорее исключение. Но это не значит, что современная молодежь не хочет писать стихи и не нуждается в подобном творчестве.
Поскольку Инга Александровна имеет образование еще и психолога-аналитика, она разбирает причины, побуждающие мальчиков и девочек, которые, казалось бы, плохо складывают слова в предложения, заниматься литературным творчеством.
- Потребность что-то сделать в искусстве идет из пережитой травмы, - объясняет она. - Энергия страдания сублимируется в энергию переживания, и это помогает автору залечить раны, причем целительная сила творчества распространяется и на читателей. Именно энергия страдания делает молодого поэта (или представителя любого другого направления в искусстве) голосом поколения и дарит энергию выживания многим другим. Так что хотеть писать стихи, даже не имея необходимых знаний теории, - это нормально. Без самовыражения человек может погибнуть. Поэтому появилось так много поэтов-фронтовиков. Стихи не появляются от праздного и комфортного существования.
Другой вопрос, что начинающие авторы нуждаются в серьезной базе, рассуждает эксперт. Да, соглашается она, от новых поколений трудно ожидать той зрелости, которая была естественна для тех, кто начинал в 60-е и 70-е. Тогда поэты собирали стадионы, на их стихи звучали песни, стихи публиковались огромными тиражами и заучивались наизусть не ради школьной программы. Что звучит для молодежи сейчас?
- По нынешним песням изучать стихосложение невозможно, конечно же. Поэтому поэзия для наших школьников, для 20-летних и 30-летних - практически иностранный язык. Но они стараются. Им важно, чтобы их научили высказать себя, - заключает Инга Чурбанова.
Комментарии (0)