Помнить имя

statics/images/arcticles/102025/29102025x46393954.jpg
Эксперты Мамед Халилов (слева) и Андрей Тимофеев ведут «дефицитную» в России секцию критики.
Фото предоставлено организаторами Беловского литературного семинара
statics/images/arcticles/102025/29102025xb7abae33.jpg
В свое время на ВРЗ выступал Василий Белов, и «семинаристы» подхватили эстафету.
statics/images/arcticles/102025/29102025x6e8ded3e.jpg
Настоящие мастера показали, как сейчас работают с деревом.

В Вологде триумфально завершились Беловские чтения

Всероссийские Беловские чтения «Белов. Вологда. Россия», приуроченные ко дню рождения классика деревенской прозы Василия Ивановича Белова, прошли в 12-й раз.

В программу чтений ежегодно входят театральные постановки - как профессиональные, так и вузовских и школьных театров.  

Но не только развлекаться приезжают на Вологодчину, когда вспоминают нашего знаменитого земляка. Прежде всего акцент сделан на научной составляющей, поэтому программа всегда заполнена конференциями, семинарами, диспутами. 

- Поражен и восхищен Беловскими днями, их масштабом и тем, как в них вовлечены участники всех возрастов, - говорит доктор филологических наук, профессор Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова Андрей Петров. - Я с удовольствием приезжаю в Вологодскую область, зная, что, даже будучи одним из лекторов на научной части мероприятий, модератором дискуссии о том, что есть современный писатель и настоящий патриотизм, сам духовно обогащаешься. Радостно видеть столько неравнодушных, ярких людей. 

Ежегодно на Беловские чтения приезжает вдова писателя Ольга Сергеевна Белова, которая занимается сохранением творческого наследия Василия Ивановича. 

В ее честь в областной филармонии прошел музыкальный вечер «Хранительница».

Бабушка и сокровища

В этом году в десятый раз прошел Беловский семинар. Он проводится при поддержке администрации Вологды и Президентского фонда культурных инициатив. Семинар - важнейшая часть Беловских чтений. Ведь когда мы говорим о сохранении беловского наследия, это невозможно представить без продолжателей его литературных традиций. Приглашенные эксперты, признанные мастера своего дела, обучают и наставляют начинающих авторов. Участники приезжают из самых разных уголков нашей страны, от Калининграда до Владивостока. Работают секции поэзии и прозы. А в этом году с огромным успехом впервые заработала секция литературной критики - большая редкость в России. Ее провел председатель Ярославского регионального отделения Союза писателей России Мамед Халилов.

 

Запомнившимся мероприятием стал мастер-класс по «Плотницким рассказам» Василия Белова. Его провел Артем Попов, а затем участники отправились в современную столярную мастерскую, которая находится в Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре. 

- Работы присылают очень разные, - рассказывает постоянный эксперт семинара прозы, член Союза писателей России Артем Попов (Северодвинск), прочитавший к мероприятию 107 текстов участников. - Кто-то пишет о возвращении в деревню своего детства, где жила его бабушка, а людей там уже нет... И он забирает оттуда последнюю кошку... Многие пишут о любви, о событиях, недавно пережитых в школе или в студенчестве. А кто-то придумал настоящий детектив в американском духе. Одна участница прислала работу в стиле «Острова сокровищ». 

Артем Васильевич особенно отмечает то, что начинающие авторы имеют возможность не только услышать справедливую критику и напутствия экспертов, но и выступить со своим творчеством. 

- Я со своей группой «семинаристов» в этом году выступал в библиотеке Грязовца, - говорит он. - И нас там принимали как своих, как бабушки принимают в гостях своих детей и внуков. С таким теплом, заботой, можно сказать, с любовью... 

А в прошлом году я был в библиотеке Молочного, и там, наоборот, собралось много молодежи. 

Одной из самых ярких встреч стало выступление авторов перед трудовым коллективом Вагоноремонтного завода. 

- Заводчане принимали нас с удивительным задором. Ребята так вдохновились, что даже писали экспромты и читали их с огромным успехом, - рассказывает эксперт секции поэзии, член Союза писателей России и редактор сайта организации Григорий Шувалов (Москва).  

Скажу стихами

Глядя на то, с каким масштабом проходят Беловские дни в Вологодской области, сколько молодых авторов стремятся попасть на семинар, невольно возникает вопрос: если в последние годы и даже десятилетия принято считать, что молодежь ничего не читает, разучивается мыслить и даже связно говорить, почему их так много? 

Инга Чурбанова, эксперт секции поэзии, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, констатирует: 

- Мы видим, что новые поколения молодых поэтов по своему уровню значительно уступают своим сверстникам и сорока-, и двадцатилетней давности. Они менее воспитаны как читатели. Им не хватает знаний из теории стихосложения. Начинающий поэт из семьи, где книги и искусство в целом имеют большую ценность и постоянно присутствуют в повседневной жизни, - скорее исключение. Но это не значит, что современная молодежь не хочет писать стихи и не нуждается в подобном творчестве.

Поскольку Инга Александровна имеет образование еще и психолога-аналитика, она разбирает причины, побуждающие мальчиков и девочек, которые, казалось бы, плохо складывают слова в предложения, заниматься литературным творчеством.

- Потребность что-то сделать в искусстве идет из пережитой травмы, - объясняет она. - Энергия страдания сублимируется в энергию переживания, и это помогает автору залечить раны, причем целительная сила творчества распространяется и на читателей. Именно энергия страдания делает молодого поэта (или представителя любого другого направления в искусстве) голосом поколения и дарит энергию выживания многим другим. Так что хотеть писать стихи, даже не имея необходимых знаний теории, - это нормально. Без самовыражения человек может погибнуть. Поэтому появилось так много поэтов-фронтовиков. Стихи не появляются от праздного и комфортного существования. 

Другой вопрос, что начинающие авторы нуждаются в серьезной базе, рассуждает эксперт. Да, соглашается она, от новых поколений трудно ожидать той зрелости, которая была естественна для тех, кто начинал в 60-е и 70-е. Тогда поэты собирали стадионы, на их стихи звучали песни, стихи публиковались огромными тиражами и заучивались наизусть не ради школьной программы. Что звучит для молодежи сейчас? 

- По нынешним песням изучать стихосложение невозможно, конечно же. Поэтому поэзия для наших школьников, для 20-летних и 30-летних - практически иностранный язык. Но они стараются. Им важно, чтобы их научили высказать себя, - заключает Инга Чурбанова.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: