Почему в Вологде снег в 23 раза дороже, чем в Череповце?

statics/images/arcticles/022024/28022024xcb3aeab3.jpg
Работает снегоплавилка.
Фото предоставлено пресс-службой департамента ЖКХ мэрии Череповца
statics/images/arcticles/022024/28022024xee5ae646.jpg
В Вологде высота снежных куч достигает третьего этажа жилого дома.
Фото Сергея Юрова

Уходящая зима не скупилась на осадки: на 26 февраля высота снежного покрова, по данным синоптиков, составила в Вологде 49 сантиметров, в Череповце - порядка 62. Неудивительно, что уборка улиц и дорог вызвала шквал жалоб и обращений в соцсетях. В правительстве области эта тема обсуждается практически еженедельно: врио губернатора поручил местным властям заняться ею всерьез. 

Череповец: сдаем снег, товарищи!

Снежных свалок в Череповце давно уже нет. Их заменили две снегоплавильные установки, пока единственные в нашей области. Обе находятся на очистных сооружениях канализации МУП «Водоканал» - на правом и на левом берегу Шексны. Участок на улице Промышленной может принять в сутки до 12 тысяч кубометров снега, или 520 КамАЗов, а снегоплавилка в конце улицы Наседкина - до 140 машин.

Пункты приема снега в городе металлургов запустили еще в 2011 году. На эти цели водоканал из собственных средств выделил немалую по тем временам сумму - порядка 2,6 миллиона рублей. 

С тех пор снегоплавилки служат горожанам верой и правдой - зимой они работают круглосуточно.

На практике это происходит так: грузовик привозит снег из города и высыпает в бассейн, где он быстро плавится в теплых сточных водах. Затем эта масса проходит полный цикл очистки. На первом ее этапе, механическом, специальные решетки задерживают крупногабаритный мусор. Во время биологической очистки из растопленного снега удаляются химические примеси. Затем проводится доочистка на микрофильтрах и обеззараживание ультрафиолетом. В итоге в Шексну попадает чистая вода - по ряду показателей она даже лучше речной, - рассказала «КС» пресс-секретарь департамента ЖКХ мэрии Череповца Карина Антонова.

Сотрудники водоканала вспоминают: за время работы какой только хлам ни оставался на защитных решетках! Вместе со снегом в снегоплавилки попадало все, что сгреб трактор на своем пути: предметы интерьера, остатки мебели, сотовые телефоны, кошельки, обувь, урны, скамейки, дорожные ограничители и знаки. Вместе со снегом в резервуары привозится много песка, бумаги, тряпок, полиэтилена - до 100 кубов в месяц. Весь мусор потом вывозится на полигон ТБО.

В этом сезоне череповецкие снегоплавилки работают с 25 ноября и на полную мощь - КамАЗы к бассейнам подъезжают каждые две минуты. К концу февраля установки уже приняли более 35 тысяч грузовиков снега, или свыше 600 тысяч кубов, - это почти вдвое больше прошлогодних показателей. К слову, самым бесснежным в городе металлургов был сезон 2019-2020 годов, когда установки приняли меньше 9 500 машин, или порядка 190 тысяч кубов. 

Летом снегоплавилки, как и положено, отдыхают - их готовят к плодотворной зимней работе. Свою эффективность и пользу они давно уже подтвердили. Об этом говорит и цена утилизации снега - сейчас в Череповце она составляет всего 22,3 рубля за куб.

Вологда: таял прошлогодний снег

Вологду тоже засыпало снегом. К концу февраля с городских улиц уже вывезли порядка 316 тысяч кубов. Это в 2,5 раза больше, чем за такое же время прошлой зимой. Власти города уже заключили дополнительный контракт на вывоз снега (речь идет о 260 тысячах кубов до конца года, 120 из которых уже убрано с городских территорий), а заодно решают вопрос с оптимизацией этого процесса. Дело в том, что сейчас снежные массы в областном центре принимает единственный частный полигон на улице Мудрова. Там гигантские снежные кучи тают до середины лета. Но проблема в другом: цена уборки снега (а туда входит формирование валов, погрузка, транспортировка и утилизация) кусается - изначально в этом сезоне она составляла 650 рублей за кубометр, позднее в рамках конкурсных процедур ее удалось снизить примерно на 20%. 

Эту одну из ключевых проблем Вологды уже не раз обсуждали в областном правительстве. Врио губернатора Георгий Филимонов поручил городским властям и департаменту ТЭК детально проработать вопрос и представить пути решения. Один из них - по примеру Череповца оборудовать снегоплавильные пункты. Они могут быть стационарными и базироваться на очистных сооружениях водоканала. 

Специалисты их уже обследовали и сделали вывод: для этого потребуется серьезная реконструкция, включая строительство новой приемной камеры, блока биологической очистки, дополнительных отстойников. Все вместе это огромные затраты. Больших вложений потребует и модульная (передвижная) снегоплавильная установка с более скромным КПД. Гораздо дешевле и проще создать муниципальный полигон для свалки снега, благо подходящий участок есть на улице Промышленной. Сейчас все эти варианты просчитывают эксперты, чтобы выбрать оптимальный.


Комментарии

Игорь Быков, глава Вологодского округа: 

- Сейчас в усиленном режиме в округе убирают снежный накат. Техника трех муниципальных дорожных учреждений, включая ДРСУ, расчищает дороги и улицы сел и деревень, УК и ТСЖ - дворы и придомовые территории, предоставляя фотоотчеты. Уборка проходит во всех населенных пунктах. Обращения граждан отрабатываются оперативно. В расчистке задействован и новый грейдер, приобретенный в январе. Средства были выделены из областного бюджета по поручению врио губернатора Георгия Филимонова. В ближайшее время еще один грейдер и экскаватор-погрузчик пополнят автопарк ДРСУ. Это муниципальное учреждение, созданное в 2018 году, уже хорошо себя зарекомендовало. За опытом к нам обращались даже коллеги из Ярославской области. Если подрядчики как коммерческие организации в своих расценках закладывают прибыль, то бюджетные и казенные учреждения - только фактические затраты. Их материальную базу мы намерены укреплять и впредь. 

Сергей Лебедев, начальник отдела капитального строительства администрации Чагодощенского округа:

- Снег убирает местное дорожное предприятие. Подрядчик вывозит его в места накопления, где снежные кучи никому не мешают,  а весной постепенно тают. У предприятия укомплектованный штат сотрудников и вся необходимая техника, включая КДМ и грейдеры. После обильных снегопадов транспорт работает в усиленном режиме, что бюджету, конечно, влетает в копеечку - с учетом снежной зимы и роста стоимости ГСМ. В дальних населенных пунктах вопрос с уборкой снега решается по-своему: где-то расчищать дороги помогают колхозы, где-то заключаются договоры с предпринимателями или частниками - местными жителями. Словом, при ровной обычной зиме с расчисткой мы справляемся, а в этом году нам, как и другим округам и районам, порой приходилось очень туго. Вот и сейчас, когда из-за оттепели все дороги в провалах, техника вновь работает без выходных от зари до зари.

Иван Быков, глава Усть-Кубинского округа:

- Контракт на уборку снега мы заключаем с местным предпринимателем, у которого есть дорожная техника. Правда, этой снежной зимой нам пришлось дополнительно привлекать погрузчик и прицепной грейдер. Что до отдаленных сел и деревень, то там уборкой занимаются три частных трактора МТЗ. Худо-бедно этого хватает, но в идеале нам требуется еще пара единиц техники, к примеру грейдер и экскаватор. Однако в бюджете на это нет средств, а подрядчик-предприниматель от подобных покупок отказывается. Говорит, что летом спецмашины будут простаивать. Раньше снег сгребался просто в кучи на свободных территориях и участках. А в этом году впервые за много лет снежные массы пришлось вывозить на свалку. По деньгам на уборку снега этой зимой у нас перерасход. Мы уже опасались, что летом придется экономить на подсыпке и грейдировании дорог. К счастью, область дополнительно выделила нам пять миллионов рублей.

Юлия Крылова, руководитель администрации рабочего поселка Шексна:

- Текущей зимой в Шексне мы расчистили колоссальное количество снега, затратив на это свыше восьми миллионов рублей - все, что было. Подрядчик - местное ДРСУ - уже выполнил весь заложенный в контракте объем работ, в последнее время он убирает дороги и улицы за спасибо. А мы уже готовимся заключать новый контракт, благо по решению Совета городского поселения нам удалось перекинуть с других статей бюджета три миллиона рублей дополнительно на зимнее содержание улиц. Снег в Шексне мы складируем 
в кучи - перемещаем его подальше от оживленных мест. В идеале снежные массы хотелось бы вывозить, но это пока что не получается: транспортировать их на снегоплавилки в Череповец слишком накладно, а у местного полигона нет лицензии на утилизацию снега. Надеемся, в будущем эту проблему удастся решить с помощью областных властей. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: