Пешеходы и «двухколесные»: почему им лучше жить мирно

statics/images/arcticles/062022/01062022xbb176f83.jpg
Фото Игоря Аксеновского

Наступают самые травмоопасные месяцы для владельцев двухколесного транспорта - июнь и июль. «Красный Север» узнал, так ли опасны велосипеды и электросамокаты, как на них жалуются, и почему человек, который ездит на такой технике, очень полезен.

Не вооружен, но опасен?

Отношения между велосипедистами, самокатчиками и пешеходами пока нельзя назвать мирными. Почти четверть опрошенных нами вологжан заявляет, что их возмущает, когда взрослые велосипедисты ездят по тротуарам, а не по проезжей части, как предписывают ПДД. 

- Меня дважды чуть не травмировали на тротуаре! - возмущенно говорит пенсионер Сергей Иванчук. - Один раз подросток так толкнул рулем, что я упал, потом долго болел бок, и уехал быстро, даже не извинился. А второй раз на мосту 800-летия, где проезд на велосипедах вообще запрещен, взрослый мужчина проехал чуть не по ногам и меня же еще обматерил!

- Моему ребенку 15 лет, ему уже год можно выезжать на дороги общего пользования, но я категорически против! - говорит вологжанка Наталья Игоревна. - Когда писали ПДД, на дорогах не было такого плотного потока транспорта. Я не хочу потерять сына из-за чьей-то невнимательности.
С ней полностью согласен председатель Ассоциации владельцев электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Вологодской области Алексей Логанцов, который активно продвигает в регионе идею развития экологически чистых средств передвижения.

- Я убежден, что в этой сфере определяющими должны быть вопросы безопасности. А проезжая часть для водителей электросамокатов, велосипедов, электровелосипедов очень опасна, - считает он. - Даже при езде по тротуарам я рекомендую всем, кто предпочитает эти виды транспорта, надевать шлемы. 

Сейчас законодатели обсуждают возможность признания самокатов и электросамокатов транспортными средствами, и в этом случае на них будут распространяться те же нормы закона, что и на велосипеды. А значит, водители самокатов в перспективе могут сойти с тротуаров на проезжую часть.

- Я категорически против смешивания этих потоков, - говорит Алексей Логанцов. - Это неизбежно увеличит травматизм и смертность. Правильный вариант - планомерно развивать дорожную сеть Вологодской области таким образом, чтобы спокойно уживались и пешеходы, и велосипедисты, и владельцы средств индивидуальной мобильности. 

А вот другое обсуждаемое нововведение - ограничение максимальной скорости электросамокатов - Алексей Петрович поддерживает, считая, что 20 - 25 километров в час вполне достаточно для комфортного передвижения и соблюдения техники безопасности. Так в настоящее время решили в Москве, где подобного транспорта много.

Статистика такова: в 2021 году на территории области зафиксировано 73 ДТП с участием велосипедистов, в результате которых пять человек погибли и 69 получили травмы различной степени тяжести. Среди травмированных - 16 детей. С начала этого года в регионе 11 зарегистрированных ДТП с велосипедистами, один человек погиб, 10 получили травмы, половина из них - дети. Самая частая причина инцидентов - водители велосипедов не спешиваются, преодолевая «зебру». Но есть и наезды на передвигающихся по обочине велосипедистов, и откровенное пренебрежение ими техникой безопасности.

Что касается ДТП, которые не проходят через статистику ГИБДД:  травматолог Сергей Игнатьевский, заведующий взрослым травмпунк­том Вологды, рассказал, что с травмами, полученными на велосипеде или электросамокате, пациенты обращаются периодически. Что характерно, чаще всего это люди, которые сами были за рулем, и их травмы характерны для тех, кто ехал на высокой скорости и не справился с управлением. Получается, что для себя водители двухколесной техники пока более опасны, чем для пешеходов.

Каждый 13-й попробовал

Конечно, никто - ни пешеходы, ни водители - не станет возражать, что развитие городской дорожной сети, учитывающее интересы всех участников движения, - дело необходимое. Но все также понимают, что это очень затратно, и потребность жителей в широких тротуарах и автомобильных дорогах не будет полностью закрыта еще очень долго. Мы предлагаем искать компромисс: водителям двухколесного транспорта - ездить аккуратно и уважать пешеходов, пешеходам - не прогонять самокатчиков. Потому что от них городу большая польза!

В том, что велосипедов и электросамокатов в регионе становится больше, важны не столько экономия (содержать даже дорогой велосипед или электросамокат все равно дешевле, чем машину) или дань моде на мобильность, сколько забота об экологии. Именно это третье обстоятельство сподвигло в прошлом году администрацию Вологды активно заняться продвижением в областной столице доступного электротранспорта. Было выделено несколько участков земли под кикшеринг - парковку прокатных электросамокатов. 

Как рассказала Елена Никешичева, заместитель начальника отдела торговли, туризма и межмуниципальных связей департамента экономического развития администрации Вологды, в областной столице действует прокат 194 электросамокатов, на которых ежедневно совершается более 500 поездок. 

- Я делала подсчет: каждый 13-й житель Вологды хоть раз воспользовался кикшерингом, - говорит она. - И мы еще не берем в расчет тех, у кого есть собственная двухколесная техника. 

Шеринговые самокаты имеют встроенный ограничитель скорости - для безопасности.

- В прошлом году, когда кикшеринг только вводился, к нам в администрацию поступало очень много жалоб на электросамокаты от жителей Вологды, - рассказывает Елена Леонидовна. - Но сейчас их почти нет, как нет претензий к прокатным электросамокатам у УМВД. 

Действительно, по данным ГИБДД, ДТП с электросамокатами в регионе ни в прошлом, ни в этом году не зарегистрированы. Однако ситуации бывают разные - и ЧП с пешеходами, и травматизм самих водителей, поэтому самые ответственные арендаторы техники могут взять еще и страховку. Это символическая сумма порядка 35 рублей. 

Прокат электросамокатов - часть разработанной в Вологде стратегической программы «ЭкоВологда-2030». Она предусматривает повышение экологической чистоты областной столицы и формирование привычек здорового образа жизни населения за счет важных мероприятий. В их числе - масштабное озеленение города (к 2030 году планируется достичь уровня озеленения из расчета 25 квадратных метров на человека - это вдвое больше, чем сейчас), постепенный переход на общественный и личный электротранспорт, введение энергосберегающих технологий во всех отраслях, снижение количества пластика в повседневной жизни и ревитализация реки Содемы.

- К сожалению, многие люди очень инертны и о будущем не думают, - говорит Алексей Логанцов. - Они дышат воздухом, в котором скапливаются тонны опаснейших веществ, сгененированных бензиновыми двигателями и другими продуктами жизнедеятельности человека, это вызывает болезни и сокращает продолжительность жизни. Между тем, массовое использование электротранспорта в буквальном смысле поможет сохранить здоровье нации. И начинать нужно уже сегодня!

По данным администрации Вологды, за последние полтора года количество электротранспорта в городе увеличилось в 60 раз.

 

 

 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: