Можно ли ликвидировать очередь на сдачу водительского экзамена

statics/images/arcticles/122020/09122020x8c855b44.jpg
В дополнительный день сдачи экзамена по вождению в городе в минувшую субботу каждой вологодской автошколе разрешили внести в заявку только двух «допов».
Фото Сергея Юрова

По три месяца и больше приходится ждать своей очереди для сдачи экзамена на права в ГИБДД значительной части выпускников автошкол Вологды. Кто виноват в возникновении такой проблемы, постарались разобраться журналисты «Красного Севера».

Трудный путь на пересдачу

В Вологде работает более 30 автошкол. Где-то инструкторы «ведут» одну группу на 20 - 25 учеников, где-то таких групп несколько, а количество обучаемых может доходить до 100 человек. После изучения теории и «накатки» определенного числа часов большинство автошкол устраивает внутренний экзамен, чтобы проверить качество знаний и навыков обучаемых перед главным испытанием - сдачей государственного экзамена в ГИБДД. Его принимают сотрудники регистрационно-экзаменационного отдела (РЭО), и обычно с первого раза получить вожделенные права могут от 10 до 25 процентов испытуемых. Не сдавшим экзамен приходится ждать своей очереди на пересдачу по два-три  месяца. При этом за период ожидания пересдачи (тем более если она не одна) могут стать недействительными результаты предыдущих этапов экзамена - теории и площадки, - а также медицинская справка.

Раньше пересдача в ГИБДД проходила на машинах автошкол, и за аренду авто и бензин экзаменуемые платили сами: эти траты закладывались в стоимость обучения. Но относительно недавно в ГИБДД появилась дополнительная госуслуга - пересдать экзамен уже на бесплатной основе можно и на машинах РЭО. 

Но благое по сути начинание, как всегда, не обошлось без подводных камней. Этой осенью для бесплатного экзамена в Вологде выделялись только две машины: ВАЗ-2110 и «Фольксваген Поло» с автоматической коробкой передач. Последняя машина в силу своей специфики не особенно популярна. А вот вокруг «десятки» возник настоящий ажиотаж: многие пытаются записаться на нее заранее. Но в день инспекторы ГИБДД могут принять на ней экзамен только у 12 человек.

В основном эта проблема коснулась так называемых «допов» - тех, кто вынужден сдавать экзамен на права повторно или показал на внутреннем экзамене в автошколе низкие знания и самостоятельно принял решение не идти на сдачу с основной группой, а взять дополнительные часы вождения с инструктором автошколы. Но встроить «допов» в общую очередь на экзамен в ГИБДД не так-то просто: желающих пройти испытание хоть на «десятке» РЭО, хоть на машинах автошкол также значительно больше, чем могут принять инспекторы. В приоритете у ГИБДД те, кто сдает экзамен в первый раз в составе основной группы. «Пересдатчиков» допускают к экзамену на основе квоты, рассчитываемой для каждой автошколы. Но количество выделяемых мест ограничено, и практически в каждой автошколе есть теперь своя длинная очередь из «допов».

- У нас своей очереди на повторный экзамен ждут примерно 60 человек, - говорит руководитель известной вологодской школы «Автоумелец» Сергей Сергеев. - Еще год назад человек мог идти на пересдачу чуть ли не три раза в месяц, теперь зачастую его очередь подходит только раз в три месяца. В Череповце, насколько мне известно, пошли по другому пути, и там длинных очередей нет.

Обозначил Сергей Константинович и еще одну проблему - некоторые выпускники автошкол изначально не хотят идти на экзамен на «десятке» РЭО, предпочитая сдавать площадку и город на уже освоенных в автошколах машинах. Ведь даже если первый экзамен в ГИБДД завален, то у инструктора школы существует возможность подробно разобрать допущенные человеком ошибки на привычной ему машине. А на автомобиле РЭО, где все расписано по минутам, никто не даст экзаменуемому времени, чтобы хоть как-то справиться с волнением: сел за руль - и вперед…

- Я стала учиться в автошколе еще с марта, в августе вышла на экзамен. Теорию сдала, площадку - нет, и с тех пор никак не могу попасть на пересдачу, - говорит вологжанка Наталья. - Сначала хотела снова сдавать экзамен на машине автошколы, так как слышала от знакомых, что «десятка» РЭО сильно «уезжена», но месяц шел за месяцем, очередь не двигалась, и я согласилась на ВАЗ. Попыталась записаться - по указанному телефону не дозвониться. Один раз «прорвалась», но девушка отвечает: перезвоните, если сможете, через два часа, очередь очень большая! Складывается впечатление, что кто-то пытается просто заработать на нас, ведь в марте мне снова придется платить за медицинскую справку для получения прав и так далее… 

- Я как раз сейчас прохожу повторную медкомиссию, справка по предыдущей «сгорает» в конце декабря, - вторит пока не состоявшаяся авто-леди и вологжанка Марина. - За год сдавала экзамен на права три раза, в том числе на «десятке» РЭО, но все безуспешно. После автошкольных иномарок пересаживаться на отечественный автопром трудно: руль в ВАЗе без гидроусилителя, надо к этому привыкнуть. К своей автошколе у меня претензий нет, но сами правила сдачи экзамена очень уж суровые. 

Машин добавят

В начале декабря в здании Вологодской городской ГИБДД руководители отдела провели совещание с представителями вологодских автошкол, чтобы совместными усилиями сгладить остроту ситуации.

При этом, по мнению сотрудников Госавтоинспекции, проблема очередей во многом создана самими автошколами. Точнее, той ее частью, что практикует «резиновые» группы, заведомо включая в списки лиц, кто по разным причинам точно не придет на экзамен. Ведь чем больше предварительная заявка от автошколы на сдачу экзамена, тем больше у нее возможностей включить в квоту и новичков, и тех, кто сдает повторно. 

- В Череповце автошкол меньше, чем в Вологде, а курс обучения стоит в среднем 25 тысяч рублей. В областном центре, где конкуренция выше, можно номинально отучиться и за 15 000, но тут школы хотят дополучить свое за счет предоставления дополнительных учебных часов, бензина или аренды машины для сдачи экзамена, - поясняет начальник регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по городу Вологде Иван Лапов. - Есть хорошие автошколы, где с первого раза экзамен сдают до трети обучаемых, но есть и те, где таких только 3 - 5%. Отсюда и средний по городу показатель в 12 - 15%. Поэтому ежемесячно нами составляется рейтинг автошкол, который затем в открытом доступе размещается на сайте областной ГИБДД.

Как отметил Иван Лапов, выделение времени для приема дополнительных экзаменов во многом зависит от наличия свободных дат, а не только от заявок автошкол.
Была озвучена на совещании и интересная статистика. Если раньше в среднем вологодские автошколы давали экзаменационную заявку на 400 - 500 человек в месяц, то на декабрь коллективная заявка автошкол по сдающим на права категории «В» превысила 1 200 человек! О том, что практика создания «резиновых» групп действительно существует, свидетельствует и перепалка, устроенная руководителями некоторых автошкол прямо во время совещания. Поэтому с декабря ГИБДД начинает вести общий реестр «первичников» и «допов», что позволит определить реальное число лиц, готовых к пересдаче экзамена.

По словам начальника ОГИБДД УМВД России по Вологде Валерия Тюкова, для бесплатной сдачи экзамена РЭО выделяются еще две машины «Лада-Гранта», которые оборудуются системами видеоконтроля. Это позволит избежать возможных спорных ситуаций между инспектором и экзаменуемым. Также в декабре с 20 до 40 процентов увеличивается квота автошкол на включение в экзаменационную заявку «первичников» граждан, сдающих экзамены не по первому разу. Плюс два своих выходных в декабре инспекторы проведут на работе, сверхпланово принимая экзамены у «допов» на машинах автошкол. Это позволит каждой автошколе привести на экзамен еще как минимум четырех очередников.

Однако, по мнению руководителя «Автоумельца» Сергея Сергеева, было бы более справедливо распределять квоту на «допов» не от общего числа поданных заявок, а по количеству поступивших в РЭО экзаменационных листов после первой сдачи экзамена. Для того же «Автоумельца» и других вологодских школ, где не занимаются созданием «резиновых» групп, это позволило бы более четко контролировать движение очереди на пересдачу и распределять реальных кандидатов на повторный экзамен в такой пропорции: 60% «допов» (от числа экзаменационных листов, находящихся в РЭО ГИБДД) сдают экзамен на машинах автошколы, оставшиеся 40%, возможно, - на автомобилях РЭО. 

Также, по словам Сергея Сергеева, было бы логично увеличить штат инспекторов РЭО ГИБДД в областной столице, где особенно много личного транспорта и число автовладельцев, по всем прогнозам, будет только расти. И этого мнения, похоже, придерживаются руководители всех вологодских автошкол. 
Звучали на совещании и другие пожелания, а также приводились примеры, когда получить какие-либо разъяснения через сайт ГИБДД или по контактным телефонам ведомства было проблематично.

- Мы стараемся постоянно совершенствовать систему своей работы и надеемся в том числе на вашу помощь, - резюмировал начальник ОГИБДД по городу Вологде Валерий Тюков. - Альтернатива по выбору экзаменационной машины обязательно будет. Говорят, что в районах якобы сдать экзамен на права намного проще, чем в Вологде, но нельзя сравнивать интенсивность движения там и здесь, нужно помнить и о наличии светофоров. Кроме того, мы всегда готовы рассмотреть предложения от руководителей автошкол и опытных водителей по дальнейшей оптимизации транспортного движения в Вологде. 

ГИБДД Автошколы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: