Курортная вахта
Почему вологжане уезжают трудиться в Крым?
Встретить вологжан в Крыму теперь можно не только на отдыхе. Сотни наших земляков живут и трудятся на полуострове. Большинство - вахтовым методом, при возвращении рассказывая весьма интересные вещи о менталитете крымчан и о своеобразной изнанке курортных территорий.
«Вологодские - молодцы!»
Ветеринарный врач Инна Ковярова оказалась в сентябрьском Севастополе с легкой руки своего руководителя, открывшего недавно на полуострове филиал вологодской ветлечебницы. Ехала на месячную вахту с некоторой опаской - раньше ни в Крыму, ни в Севастополе не была. Но говорит, что практически с первого дня пребывания на полуострове влюбилась в его природную и архитектурную красоту. Понравились и люди - доброжелательные, отзывчивые, но вот в плане работы - несколько специфичные.
И дело тут не столько в пресловутом курортном синдроме с соответствующей психологией: мол, деньги нам летом и так отдыхающие привезут. Севастополь с его портовой и судостроительной инфраструктурой в этом плане всегда отличался в лучшую сторону. Просто за 23 года временного нахождения под властью «незалежной» Крым существенно отстал от российских стандартов в плане дорог, благоустройства и квалификации специалистов медицинского и ветеринарного профиля. И хотя это отставание постепенно сокращается, полностью нивелировать его еще не удалось.
Поэтому неудивительно, что если администраторами филиала стали две улыбчивые местные девушки, то большинство ветеринарных врачей пока вахтовики. Вот и вместе с Инной на месячное дежурство заступали еще два специалиста из Вологды - Оксана Орлова и Марина Крапивина, сменившие другую вологодскую команду.
Жили по соседству с клиникой в небольшом гостевом доме, перепланировка в котором была сделана за счет вологодских инвестиций. До моря и знаменитого Херсонеса - чуть больше 10 минут пешком. По вечерам часто туда ходили. Сил на это хватало: по меркам интенсивной работы в вологодской клинике в ее севастопольском филиале, особенно в первое время, график был более щадящим.
- Видимо, дело в менталитете жителей южного города с его большим количеством уличных собак и кошек, - говорит Инна Ковярова. - Отношение к домашним питомцам у многих коренных севастопольцев не такое трепетное, как у нас. Заболела кошка? Пусть поправляется сама: ну а нет - так новую с улицы возьмем. Так что в начале вахты к нам в основном приходили со своими животными сибиряки из Томска и Новосибирска, купившие в Севастополе квартиры. Но, глядя на них, потянулись и местные. И если во время первых смен мы принимали по шесть - восемь посетителей в день, то в конце нашей командировки их было уже от 15 до 20. От некоторых было лестно слышать: «У специалистов из материковой России совсем другой уровень».
Кстати, в интернет-отзывах о филиале действительно сплошь одни пятерки. Некоторые из севастопольцев так и пишут: «Вологодские - молодцы!»
Не заходя на пляжи
А вот череповчанка Елена Гусева оказалась в Крыму транзитом через Сочи, перебравшись туда пять лет назад вслед за сыном, приглашенным в Краснодарский край на работу. Сама устроилась в организацию, занимавшуюся озеленением курортного города.
Зарплата в Сочи была хорошей - до 90 тысяч рублей в месяц. Даже за вычетом «двадцатки» за аренду комнаты в квартире на окраине денег вроде бы оставалось достаточно. Но после 12-часовых уличных смен, да еще и под палящим солнцем, сил тратить их уже не оставалось. Лишь бы до комнаты добраться, поужинать на скорую руку да завалиться спать.
За год Елена похудела на 12 килограммов, начались проблемы со здоровьем. И тут как нельзя кстати подоспело приглашение от бывшей одноклассницы перебраться в Керчь и работать на обслуживании федеральной трассы «Таврида», что с 2014 года из узкой дороги с разбитым асфальтом превратилась современную широкополосную магистраль.
- Некоторые участки этой трассы проектировали и строили в 2017-м вологодские дорожники, так что трудиться здесь мне вдвойне приятно, получается, почти как дома, - улыбается Елена. - Зарплата поменьше сочинской, но и работа проще: в основном убираем мусор с обочин. Есть два полноценных выходных. Гуляю по городу и окрестностям. Тут много всего интересного - и старые каменоломни, и грязевые вулканы, а в самой Керчи есть улица в честь уроженца Череповца, Героя Советского Союза Дмитрия Глухова.
Елена рассказывает, что среди ее коллег - больше половины такие же приезжие из других регионов. Многие керченские мужчины сейчас на СВО, ну а их жены предпочитают работать в магазинах, школах и многочисленных керченских музеях. Быть дорожником у них почему-то не считается престижным.
В тему
Нынешнее массовое «пришествие» вологжан в Крым далеко не первое в истории полуострова. Во время войны 1854 - 1855 годов на бастионах Севастополя храбро сражались солдаты Белозерского и Вологодского пехотных полков. Все это повторилось в годы Великой Отечественной войны, когда Севастополь, Феодосию и Керчь сначала обороняли, а потом освобождали многие наши земляки.
А уже в послевоенное время восстанавливать разрушенные крымские города уроженцы Вологодской земли приезжали целыми эшелонами. Тогда, по разным оценкам, на полуостров переселилось от 3 000 до 5 000 вологжан - каменщиков, плотников, судостроителей, педагогов...
Их потомки живут в Крыму до сих пор.
А вот нашей землячке ее работа и жизнь на полуострове нравится. Правда, говорит, за три с лишним керченских года была на пляжах от силы раз семь, не больше. Как и у большинства местных жителей, основные маршруты - на работу, обратно да в соседние магазины. Кроме того, из керченских будней у нее всегда «выпадает» июль - самый знойный и сухой месяц в Крыму. Северный организм вологжанки так окончательно и не адаптировался к жаре, поэтому этот летний месяц Елена предпочитает проводить в отпуске, в Череповце.
Навечно российский!
Есть теперь свой вологодский «анклав» и в Бахчисарайском районе Крыма. Здесь еще с 2020 года сокольский предприниматель Дмитрий Смирнов вместе с компаньоном из Симферополя стали строить придорожную базу отдыха. Стройка затянулась почти на три года. Сначала из-за пандемии, потом из-за дефицита рабочих рук - по всему полуострову идет активное возведение инфраструктурных объектов, и местных подрядчиков на это просто не хватает.
Так что два гостевых домика достраивала «выписанная» с Вологодчины бригада харовских и сямженских плотников. Сделали все быстро и качественно, но и после этого открытие базы «зависло» - местные чиновники никак не хотели подписывать разрешительные документы, придираясь по самым разным поводам.
Дмитрий говорит, что в открытую «решить вопрос» за взятку ему не предлагали, но все было очень на это похоже. Однако в 2023-м правоохранители провели на полуострове отчасти показательную «чистку» не гнушающихся брать подношения управленцев, большинство из которых оказалось на своих должностях еще в эпоху «украинизации» Крыма. И вскоре вопрос с разрешительными бумагами как-то сам собою решился.
- В прошлом году отдохнувших у нас было несколько больше, чем в этом, но сказались не столько риски из-за СВО, сколько капризы погоды: и май, и июнь были на редкость дождливыми, - поясняет Дмитрий. - А так у нас останавливаются и московские ребята, и сибиряки, несколько раз были и гости на машинах из родного 35-го региона. Поэтому прогноз на следующий год оптимистичный. Тем более что ставший навечно российским Крым по-настоящему прекрасен. В любое время года.
Максим Володин
Комментарии (0)