Куда «утекают» наши персональные данные?
В России паспорт любят требовать везде, не говоря уж о других персональных данных. А потом мошенники при помощи этих сведений умудряются проворачивать незаконные сделки. Защитить права граждан поможет новая важная норма в области защиты прав потребителей, которая вступила в действие с 1 сентября 2022 года, но специалисты разбираются в ее нюансах до сих пор.
Обман по приказу начальства?
Изменения, внесенные в ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», запретили продавцу и исполнителю услуги отказывать потребителю в заключении и исполнении договора, который отказывается предоставить свои персональные данные (ПД), если эта обязанность не предусмотрена законодательством РФ или не связана с исполнением договора потребителем.
В большинстве случаев при покупке в магазине продавцы не спрашивают паспорта, пробивают чек, и договор купли-продажи считается заключенным. Но представители организаций по защите прав потребителей знают и другие истории.
- Выбрала гаджет, приготовилась его оплатить, - рассказывает вологжанка Анастасия. - Но менеджер потребовала паспорт для того, чтобы якобы оформить гарантию. Я отказалась. «Это приказ начальства, и продать телефон мы не можем», - ответила менеджер. Ну я и дала паспорт. Через пять минут мне выдали две SIM-карты по 200 рублей за каждую. Но я не просила подключать симки других операторов!
- Приобретение телефона и SIM-карты в правовом отношении - это два различных действия, - комментируют ситуацию юристы. - Первая - сделка купли-продажи по способу оплаты, не требующая предоставления персональных данных. А вот приобретение SIM-карты - это уже договор между компанией и гражданином о предоставлении услуг связи. Здесь предъявить паспорт обязывает закон для занесения данных в бланк договора, чтобы привязать номер телефона к его владельцу. Таким образом продавцы обманывают клиента и незаконно «выуживают» персональные данные. Нам известен случай, когда потребитель зашел в приложение одного из крупнейших операторов сотовой связи и обнаружил, что на него зарегистрировано несколько номеров. На его паспортные данные также были оформлены SIM-карты и других операторов от вымышленного лица, но с указанием всех паспортных данных клиента. Сделку признали недействительной.
- С копией паспорта нужно обращаться с особой осторожностью, стараться ее лишний раз «не светить» и предоставлять в строго ограниченных случаях, которые прямо предусмотрены законом, международным договором РФ или необходимы для выполнения организацией функций и обязанностей, которые возлагает на нее закон, - предупреждают правозащитники. - Например, суды уже не раз подтверждали законность действий сотрудника банка по ксерокопированию паспорта клиента в целях идентификации его личности. А вот снятие копии паспорта клиентки, которая обратилась с заявлением за перерасчетом платы за услуги ЖКХ, суд признал незаконным.
Если же вы дали свое согласие на обработку персональных данных при заключении договора на услуги (если в нем есть такой пункт), то достаточно лишь данных паспорта, но никак не его копии.
Новые правила касаются и интернет-магазинов, которые зачастую запрашивают у гражданина такие персональные данные, которые не связаны с возможностью заключения или исполнения договора. Покупка может быть осуществлена и без них, но виртуальные продавцы запрашивают излишнюю информацию для того, чтобы использовать для различных рекламных рассылок, с целью навязывания товаров и услуг. Если же потребитель не предоставляет этих сведений, то магазин отказывает в заключении договора, практически принуждая предоставлять персональные данные. Теперь же подобная практика под запретом.
Объяснить подробно и незамедлительно!
Если с вас настоятельно требуют предоставления персональных данных (а к ним относятся все сведения, по которым можно идентифицировать личность), то представители организации должны обосновать, почему нельзя без этого заключить договор. Вы можете обратиться к руководителю организации или ИП с запросом. Если он устный, то должны ответить устно и незамедлительно. Ответ гражданину на письменный запрос (в том числе электронный) также должны предоставить в письменной форме в течение семи дней. Это правило действует для всех отношений, которые охватывает Закон «О защите прав потребителей»: покупка в розницу, онлайн, заказ любых услуг или работ для своих личных целей.
Знают ли об этом представители торговли и сферы услуг, мы решили проверить на собственном опыте. При покупке дорогих сапог в обувном магазине нашей коллеге предложили оформить дисконтную карту с заполнением длинной анкеты с указанием домашнего адреса, телефона, электронной почты, даты рождения и так далее.
- Да там вся моя «биография»!- удивилась покупательница. - Как будет обеспечена ее сохранность?
- Это указание руководства, у нас большая торговая сеть, вся информация - на сайте, - ответила продавец, выдав бумажку с указанием адреса сайта.
На стороне продавца
Жительница Вологодского района тоже купила сапоги, но через день в покупке разочаровалась. При оформлении заявления на возврат денег продавец попросила указать в соответствующей графе ее паспортные данные. Та отказалась это сделать.
Но в этом случае закон на стороне продавца. Налоговый кодекс предписывает хранить данные обо всех выплатах организациями денег физическим лицам. Требование предъявить документ, удостоверяющий подпись покупателя, указать его персональные данные в заявлении на возврат обязывают продавца и указания Банка России «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и субъектами малого предпринимательства», согласно которым должна быть произведена идентификация покупателя с предоставлением соответствующего документа. Почему же продавец не объяснила это покупательнице? Не предложила дать официальное согласие на обработку персональных данных, где магазин обязался бы использовать их только в целях возврата денежных средств? Такое согласие может быть дано в виде отдельного документа или изложено в тексте заявления.
Комментарии (0)