Император подарил диакону скрипку Страдивари

statics/images/arcticles/082022/31082022x67db56af.jpg
Семья Позюмских. Слева направо: Анатолий Иванович, Людмила Ивановна (Максимович), Раиса Ивановна, диакон Иоанн Позюмский, Валериан Иванович, Евгения Ивановна. Над головой отца Иоанна помещен портрет покойной супруги, Анастасии Трофимовны Подгорной.
Фото из семейного архива

На приходской территории Лазаревского храма в Вологде оборудован уголок, посвященный исповедникам веры Христовой. Здесь размещены баннеры, рассказывающие о жизни верующих, пострадавших в ходе гонений на веру.

Недавно здесь появился еще один баннер, на нем - новые сведения о священнослужителях, пострадавших на вологодской земле.

Как написала настоятелю Лазаревского храма протоиерею Алексию Сорокину правнучка диакона Иоанна Позюмского Нина Анатольевна Колосова из Тихвина, ее предки скончались в вологодской тюрьме № 1 УНКВД в 1942 году. Настоящая заметка основана на фактах, сообщенных правнучкой отца Иоанна. Привезли их в наш город из Одесской области, оба служили в Покровском храме поселка Шабо: отец Иоанн - диаконом, его сын Анатолий - псаломщиком. 

Отец Иоанн был очень музыкальным. Его уникальный голос - бас-профундо - звучал так, что колокольный звон вторил ему, не заглушая. Кроме того, диакон прекрасно играл на скрипке, руководил церковным хором. Нине Колосовой удалось встретиться с ученицей своего прадеда, которая спустя много лет вспоминала, как были очарованы скрипичной игрой отца Иоанна дети, которых он готовил петь в хоре. Перед началом занятий диакон играл на скрипке, и потом дети готовы были заниматься сколько угодно, чтобы снова послушать эту чудную игру.

Впрочем, восхищались виртуозностью диакона-скрипача не только дети. Австрийский император Франц-Иосиф заехал в Шабо на пути к морю и с восторгом слушал игру отца Иоанна. Свою благодарность император выразил по-королевски: через полгода после его визита в Шабо диакону Иоанну вручили подарки Франца-Иосифа - скрипку работы великого мастера Страдивари и австрийскую золотую медаль.

Вероятно, это и послужило причиной ареста в 1941 году о. Иоанна и его сына Анатолия, который служил псаломщиком в том же храме, что и отец. По мнению чекистов, подарки от главы враждебного СССР государства показывали связь с иностранной разведкой... И медаль, и скрипка исчезли в недрах репрессивной машины. Диакона Иоанна арестовали на второй день войны, 23 июня, а через три дня «черный воронок» увез его детей - Анатолия и Раису. 

После ареста о. Иоанна его сына и дочь перевезли в Вологду. В то время обычной практикой было отправлять подследственных в лагеря еще до суда. Раису вызвали на допрос, велели перевести с румынского языка какую-то записку. Задание она выполнила; в награду следователь принес ей обед с мясом. Когда Раиса отказалась от еды, ее привязали и стали кормить насильно. Оказалось, что это была часть каверзного плана: привели в то же помещение о. Иоанна и Анатолия, чтобы она ела на глазах голодных отца и брата. Решив перехитрить тюремщиков, Раиса сказала, что будет есть сама, разломила хлеб надвое и бросила один кусок отцу, а второй - брату. Анатолий сумел поймать хлеб, но обессиленный о. Иоанн не смог опередить конвойного, который ногой отшвырнул кусок, упавший на пол. Раису за это отправили в карцер на несколько месяцев. Вернувшись в камеру, она безуспешно просила у тюремщиков разрешения увидеться с братом. Однажды стуком по стенам заключенные передали ей, что Анатолий умер в июне 1942 года. Потом Раису перевели из Вологды в Архангельск, потом она была в лагерях...

Кончина диакона Иоанна и псаломщика Анатолия Позюмских в Вологодской тюрьме покрыта тайной. Согласно архивной справке № 2/13/486 от 27.04.1992 УВД Вологодской области диакон Иоанн Позюмский умер 17 февраля 1942 года в тюрьме № 1 УНКВД Вологодской области (Вологда), а его сын Анатолий - через четыре месяца, 23 июня 1942 года. Они так и не дождались суда и приговора, значит, не подпали под действие закона о реабилитации. А когда потомки пожелали почтить по-христиански крестом могилы невинно умерщвленных, в архивах не нашлось точных данных о месте их захоронения.

Теперь о жертвах репрессий узнали прихожане Лазаревского храма. Молитвы об упокоении душ пострадавших за веру диакона Иоанна и псаломщика Анатолия возносят за богослужениями.

Андрей САЛЬНИКОВ

Православие Исповедники

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: