Главное право ребенка - право на любовь

statics/images/arcticles/062022/01062022xcb7eb760.jpg
В летний период дети без родителей находятся в зоне риска. Это значит, что у Ольги Смирновой будет много работы с родителями и с право­охранительными органами для обеспечения детской безопасности.
Фото из архива Ольги Смирновой

День зашиты детей - это праздник или состояние души? Для уполномоченного по правам ребенка в Вологодской области Ольги Смирновой это и то и другое.

- Ольга Александровна, от чего нужно защищать детей? 

- Наверное, от самих взрослых. Но так как дети иногда в силу возраста или других причин не могут себя защитить сами, мне от их имени приходится принимать соответствующие меры, привлекая специалистов в сфере образования, здравоохранения, социальной помощи и правоохранительных органов. 

993

обращения поступило в 2021 году в адрес Ольги Смирновой на личных приемах, посредством почтовых отправлений, 
электронной почты, 
социальных сетей.

- И кто нарушает права детей? 

- Как правило, органы власти, учреждения и организации, где находятся дети, сами родители или законные представители детей. Я зачастую сталкиваюсь с тем, что органы власти, руководители учреждений, специалисты просто игнорируют свои обязанности по отношению к детям в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты. А иногда родители или законные представители детей жестоко обращаются с ними, не кормят, не одевают, пьют, оставляют детей в ситуации безнадзорности…

Так, мне удалось восстановить права ребенка-сироты, которого хотели отчислить из Сокольского лесопромышленного техникума. Я выезжала в техникум, встречалась с руководством, психологами. Причины нашлись, и они оказались не столь существенными, чтобы ломать жизнь и без того 
обездоленному молодому человеку. Сегодня он уже закончил техникум, защитив дипломную работу на отлично. 

Помню, как ко мне обращались родители ребенка с расстройством аутистического спектра: его не принимали ни в одной стоматологической клинике. Нам удалось привлечь к ответственности тех, кто отказал ему в оказании качественной медицинской помощи. 

- Ольга Александровна, в области по вашей инициативе принята Концепция безопасности детства. В чем ее суть?

- Из-за халатности или невнимательности взрослых дети гибнут на пожарах, водных объектах, встречаются угрозы несовершеннолетним в сети Интернет. В ситуациях семейного неблагополучия детей плохо кормят, жестоко с ними обращаются, вовлекают их в террористические и экстремистские организации или они получают травмы в окружающей социальной инфраструктуре, в том числе выпадают из окон. 

Поэтому над Концепцией безопасности детства работали группы экспертов, которые разрабатывали каждое профилактическое направление. В результате были сформулированы основные угрозы детской безопасности и меры по их профилактике.

- Уполномоченный по правам ребенка - это не только бумаги и документы, но и личное участие.

- Да, в большей степени я слушаю сердцем, хотя иногда приходится быть и чиновником. Были выделены дополнительные средства из областного бюджета на обеспечение безопасности в образовательных организациях, произошли изменения в устройстве паллиативной помощи больным детям, принято законодательство по запрету продажи вейпов несовершеннолетним. Только за 2021 год было направлено 25 предложений по совершенствованию федерального законодательства в адрес уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, четыре предложения - в региональное законодательство. С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних направлено 116 обращений в контрольно-надзорные органы, 87 обращений - в адрес глав муниципальных образований.

- А много ли сегодня в регионе детских домов? 

- Всего 10, в которых воспитывается около 700 детей. И их количество постепенно уменьшается. Детские дома организованы по семейному принципу: дети разных возрастов воспитываются в одной «семье». 

Мы приняли участие в разработке законодательства и нормативно-правовых актов по выделению жилищных сертификатов для детей-сирот. Замечу, что жилищный сертификат - социальная выплата на приобретение жилья в собственность за счет средств областного бюджета. Право на нее имеют дети-сироты старше 23 лет, удовлетворительно адаптировавшиеся к взрослой жизни. На сегодняшний день сумма сертификата составляет 2 118 миллионов рублей. 

- Есть ли статистика, от кого поступает больше обращений на нарушение прав ребенка: от многодетных, сирот, детей-инвалидов или благополучных семей?

- Как ни странно, из полных благополучных семей. Поступает много вопросов и от самих детей. Встречаюсь с ними регулярно в школах, в техникумах. А если обращения письменные, то отвечаю каждому юному заявителю, причем на фирменных бланках уполномоченного по правам ребенка.

- Ольга Александровна, а как вы участвуете в судьбе детей, прибывающих с Донбасса?

- На сегодня в регион прибыло более 500 человек. В составе семей - более 100 детей. Как только семья прибывает в регион и приобретает соответствующий статус, она получает положенные по законодательству пособия, детям предоставляется возможность посещать детские сады, школы, учреждения дополнительного образования. При необходимости - медицинскую помощь. Ни одна семья не оставлена без внимания. Все, что можно, органы власти для них делают. Я вхожу в оперативный штаб и подключаюсь к помощи в проблемных ситуациях.

- Детские оздоровительные лагеря тоже находятся у вас под контролем? 

- Обязательно. Я регулярно посещаю лагеря отдыха, чтобы проверить безопасность пребывания в них детей. Это наличие охраны, камер наблюдения, периметрального ограждения и освещения, тревожной кнопки. Также следим за оказанием медицинской помощи детям, организацией питания и проживания детей. В этом году также посетим учреждения отдыха и оздоровления детей и при необходимости примем меры. 

Анна КЕРБУТ

Интервью Уполномоченный по правам ребенка

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: