Что делать, если в классе агрессивный ребенок?
Вологжане рассказали, что в одной из школ областной столицы целый класс уже второй год страдает от агрессивного ребенка. История вызвала огромный резонанс. Можно ли исключить такого ребенка из школы или перевести в другой класс? Если нет, то как защитить других детей? И как помочь ребенку справиться с приступами агрессии, если родители устранились от его воспитания?
Решение за родителями
«В нашем классе есть неуправляемый ребенок, периодически ему прописывают лекарства, чтобы сдержать его агрессию, но это не помогает! Он бьет детей, тыкает ножницами, бьет девочек по интимным местам - это всего второй класс, что будет дальше? Классный руководитель с ним не справляется. Родители мальчика разводят руками и говорят: вот такой он. Наши постоянные родительские слезы и крики о помощи в адрес директора школы результата не дают», - в ответ на пост такого содержания вологжане стали делиться похожими ситуациями и подняли большую дискуссию о том, кто виноват и что делать.
Директор школы в беседе с журналистами «Красного Севера» обозначила свою позицию. По ее мнению, школа выполняет все свои обязанности. Решение о переводе ребенка в другую школу или класс принимают родители. Заметим, что их, очевидно, все устраивает. Ведь это не их ребенка бьют.
Директор пояснила, что ребенок из вполне благополучной семьи и дома, по словам родителей, ведет себя нормально. Мама всегда идет на контакт, вызовы в школу не игнорирует.
- С «дивана» очень легко рассуждать о том, что кому нужно делать. Но мы внутри этой ситуации ежедневно и используем самые разные возможности, чтобы ее разрешить. Проблема в том, что родители не всегда готовы принять правду: любимый ребенок ведет себя плохо и с этим нужно что-то делать. Проще всего перенести ответственность на школу: вы должны воспитывать - вот и воспитывайте. Но это не так. Главная ответственность лежит на семье, - поясняет директор.
Она согласна, что в этой ситуации бесед со школьным психологом и заместителем директора по воспитательной работе мало, нужна информация о состоянии здоровья мальчика и о ситуации в его семье.
- Такие ситуации в школах нередки. Есть дети с подвижной психикой, которые требуют больше внимания, чем другие, но среди 30 учеников в классе это сделать сложно. В коррекционных классах количество учащихся ограничено до 12 - 15 человек, это могло бы исправить ситуацию. Однако для этого нужно медицинское обследование. Иногда помогает простой перевод ребенка в другой класс. Но мы не можем это сделать без заявления родителей, - объясняет директор.
Сейчас стоит вопрос о переводе этого ребенка на индивидуальное обучение. По словам директора, мама ребенка, похоже, уже согласна пройти необходимые обследования, но, опять же, окончательное решение зависит от нее.
Таких десятки?
Мы обратились в областной департамент образования, чтобы выяснить, как должны действовать родители в таких ситуациях, какие полномочия есть у администрации учебного заведения. Начальник управления контроля и надзора в сфере образования Василий Горбунов объяснил, как нужно себя вести родителям притесняемых детей.
- Руководство школ действительно не любит предавать подобные инциденты огласке, стараясь решить все на своем уровне. Каждая ситуация индивидуальна, но родители имеют право защищать интересы своих детей, поэтому все обращения стоит фиксировать в письменном виде, и лучше - в двух экземплярах, чтобы у вас на руках было подтверждение факта обращения, - советует он.
Комментарий
Наталья Козырева,
психолог:
- Ситуация довольно частая для современных школ, мне самой как маме приходилось с этим сталкиваться: в начальной школе моего сына тоже был мальчик, который дрался, срывал уроки, демонстративно дерзил учителям. Первая реакция родителей - защитить свое чадо от такого ребенка, собрать подписи, исключить его из класса. Но не стоит забывать, что на той стороне конфликта - такой же ребенок, который как умеет пытается сигнализировать о том, что ему плохо. И зачастую родители такого агрессора тоже находятся в положении затравленных зверьков. Им тоже нужна помощь и поддержка.
В любом случае это сигнал о том, что что-то неблагополучно - в классе, в семье, в социуме вокруг такого «неудобного» ребенка. Важно, чтобы рядом с ним оказались люди, которые без лишних эмоций смогут отнестись к его агрессии и спросить: а что за этим стоит? а давай попробуем как-то иначе выразить то, что ты чувствуешь? Предупреждая вопрос: зачем нам с этим разбираться, пусть этим занимаются его родители и психологи, скажу: ситуация изгнания «нежелательного» элемента из коллектива чревата тем, что следующим на его месте может оказаться любой из ваших детей.
Для начала нужно составить обращение к классному руководителю и директору школы. Именно они должны инициировать проверку инцидента и встречи с участниками сторон. Иногда уже этого достаточно, чтобы решить проблему.
Но если ситуация не меняется, и школьный психолог не справляется, то можно обратиться в департамент образования. Школа в подобных случаях собирает комиссию по урегулированию споров. Такая комиссия должна быть в каждом учебном заведении. Помимо родителей и учителей, туда могут приглашаться психологи, социальные педагоги, служба опеки, инспекторы по делам несовершеннолетних.
В прошлом году было пять случаев, которые оказалось невозможно решить в школе по месту жительства ребенка, и пришлось вмешиваться департаменту образования. Если комиссия решит, что родители недостаточно выполняют свои обязанности, и их следует привлечь к административной ответственности, то такое решение можно опротестовать только в суде.
Служба медиации имеет возможность проводить в классе тренинги с участием психологов, чтобы разрешить возникший в классе конфликт. Они могут пригласить специалистов из психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которые дадут свои рекомендации и могут направить ребенка со сложностями в поведении на обследование.
- Надо понимать, что причины для такого поведения могут быть разными: у кого-то это связано с особенностями здоровья, у кого-то с семейной ситуацией, где-то имеют место проблемы воспитания. Таких случаев за год бывают десятки, важно, чтобы школы не замалчивали подобные проблемы, - пояснил Василий Горбунов.
Заставить ребенка уйти из школы или без согласия его родителей направить на обследование к психиатру невозможно.
- С введением инклюзивного образования у нас отсутствует понятие «коррекционный класс» или «коррекционная школа», теперь такие школы называются школами для детей с ОВЗ, в них реализуются адаптированные программы. Основанием для направления ребенка на подобную программу является решение специалистов ПМПК, -
уточняет Василий Александрович.
Он подчеркивает, что количество школ и классов с такими программами не стало меньше, просто сейчас они интегрированы в общую систему образования. Так, в Вологодской области действует 18 школ с подобными профилями обучения - в них классы малой комплектности, что помогает уделять ученикам больше внимания. Адаптированные программы реализуются и в обычных общеобразовательных школах, в специальных классах.
Молчать не нужно
Если родители агрессивного ребенка не реагируют на рекомендации педагогов и психологов или не идут на контакт, можно обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних.
Самая популярная мера воздействия на недобросовестных родителей - привлечение их к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Но «кара» тут смехотворная - предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей.
Если ребенок старше 16 лет, то за нанесение побоев без причинения вреда здоровью ему грозят штрафы от 5 000 до 30 000 рублей. А за нанесение вреда здоровью штраф будет уже уголовный - до 40 000 рублей.
- Я рекомендую не замалчивать подобные проблемы, потому что безнаказанность агрессора провоцирует повторение конфликтных ситуаций. Иногда ребенку или родителю достаточно вызова на комиссию по делам несовершеннолетних, постановки на учет и небольшого штрафа, чтобы привести обидчика в чувство, - говорит полковник полиции Елена Макаренко, начальник отдела по делам несовершеннолетних УМВД России по Вологодской области.
Комментарии (0)