Череповчанин на стареньком «москвиче» добрался до края земли

statics/images/arcticles/022024/29022024xf77e9f10.jpg
В населенных пунктах туристов на зеленом «москвиче» встречали тепло и радушно.
Фото из личного архива Дмитрия Гостинщикова
statics/images/arcticles/022024/29022024x54508d5d.jpg
Бывшая таксистка Наталья (справа) была в турне «полноценной боевой единицей» и боролась с трудностями наравне с мужчинами.

Дмитрий Гостинщиков уже второй год путешествует с друзьями на стареньком зеленом «москвиче» 1981 года выпуска. Экстремалы накатали более 25 тысяч километров, посетив 25 регионов страны. За их плечами - Ямало-Ненецкий автономный округ, Архангельская область, Республика Коми, Урал, Сибирь. А этой зимой автопутешественники добрались до мыса Пакса - самой северной материковой точки Якутии и Дальнего Востока.

Бюджетно по Заполярью

- Тягой к перемене мест я заболел еще в раннем детстве: сначала ездил с отцом на рыбалку и в лес, потом осваивал ближние и дальние регионы. Ну а затем судьба свела меня с бывалыми автотуристами. Александр Еликов из Твери, Алексей Жирухин из Самары и Наталья Шиповская из Подмосковья - мы познакомились в Интернете. И в первой совместной поездке поняли: мы одна команда, - вспоминает 26-летний работник лесной отрасли Дмитрий Гостинщиков.

Наш земляк в этой компании самый юный. А старшему участнику группы - 58 лет. Впрочем, разницу в возрасте друзья не замечают: вместе им весело и интересно.

- В прошлом году звонит мне Алексей: «Что делаешь?» - «Работаю». - «Бросай все, едем на Ямал. У нас есть водитель и оператор, а вот руководителя экспедиции нет - 
выручай. Ждем тебя завтра вечером в Ярославле». В общем, думать было некогда, взял я отпуск, покидал вещи в рюкзак - и в путь: Ямал так Ямал, - смеется череповчанин.

Ямало-Ненецкий автономный округ в маршруте возник неслучайно. Дело в том, что уроженец Твери Александр вырос в Новом Уренгое. В 18-летнем возрасте он взял у отца зеленый «Москвич-412» и рванул на малую родину через всю страну. Это было столь захватывающе, что спустя много лет он решил турне повторить. В итоге в прошлом году друзья нашли в Челябинской области советский «москвич», купили его за 70 тысяч руб­лей, еще столько же вложили в капремонт и двинулись прямиком в Арктику.

- Поездка у нас с первого дня пошла под девизом «Вперед, к приключениям! Но бюджетно». Берем недорого машину с сайта объявлений и едем в складчину дружной компанией туда, куда другие на таких авто не суются. Тверь - Ярославль - Кострома - Пермь - Югорск - Березово - Игрим - Салехард - Новый Уренгой. Это около 4 000 километров, включая 1 000 по зимникам. Вроде бы просто, но с первого же дня в «москвиче» начались поломки: то печка откажет, то бензонасос взбрыкнет, то форточка выпадет, - вспоминают отважные автотуристы.

Так, с постоянными ремонтами, они добрались-таки до Нового Уренгоя, дважды пересекли полярный круг, сняли фильм о своих приключениях, а «москвич» получил заслуженное звание «Полярник» и соответствующую надпись на борту.

На берегу сурового моря

Этой зимой друзья решили продолжить свое путешествие. В декабре с Красной площади они двинулись в Омск через Вологодскую и Архангельскую области. Там оставили железного коня, а после Нового года вернулись и отправились в Якутию через всю Сибирь. Три недели пути, в том числе по зимникам (дорогам, проложенным по снежной тайге и льду рек), в темноте, в условиях полярной ночи, при морозах до минус 50 градусов!

- К каждому старту мы готовились тщательно: заправляли полный бак, наполняли бензином канистры, забивали ими багажник и салон, на этих канистрах, можно сказать, и ехали, - делится Дмитрий Гостинщиков. - На одном из участков зимника нам досталось: перекусили мы в сезонном кафе, а вот ночевать пришлось в «москвиче» вчетвером, сидя на своих местах. Тесно, холодно, неудобно. К тому же мы боялись глушить двигатель: вдруг утром не заведется? 

Приключений в пути туристам хватало, а однажды они совершили геройский поступок и попали на страницы местной прессы.

- Мы ехали из города Удачного в село Оленек, когда увидели на зимнике одинокого человека. Он был явно не в себе: весь поникший и потерянный, брел куда глаза глядят, - вспоминает череповчанин. - Мы, конечно, остановились, спросили, в чем дело. И мужик нам поведал: он вез нефть для котельной, когда кабина тягача внезапно вспыхнула. Водитель успел выскочить, но, будучи в шоке, пошел в другую сторону - от села. Когда мы подъехали к месту ЧП, огонь еще не перекинулся с кабины на полуприцеп с топливом - был шанс его потушить. Для этого мы срезали с крыши «москвича» лопаты (отвязывать их было некогда, счет шел на минуты) и принялись закидывать тягач снегом. Так удалось спасти 40 кубов нефти для отопления местного села.

Жители встречали путешественников как героев: накормили, напоили, уложили спать, а наутро показали музей и местную школу. Кстати, в школах экстремалы-полярники бывали часто: рассказывали детям о своих поездках и удивлялись техническому прогрессу в глубинке. Поразила команду и крайняя точка маршрута - мыс Пакса, самая северная материковая точка Якутии и всего Дальнего Востока, где проходит 74-я параллель северной широты. Правда, туда даже зимника нет - на край земли туристы добирались на арендованном вездеходе.

- Место невероятно захватывающее: широкий и высокий обрывистый берег, постепенно сужаясь до узкого носа, рассекает суровое море Лаптевых. Внизу огромные торосы, вдали открытая вода - вот где по-настоящему проникаешься духом Арктики, понимаешь, насколько она величественна и сурова! - вспоминает Дмитрий.
Якутия, по его словам, вообще удивительный край, где меж собой соперничают два полюса холода: Оймякон и Верхоянск. Там, посреди белого безмолвия, едва ли не каждую ночь экстремалы любовались ярким северным сиянием. В пути они встречали зайцев, лис и северных птиц, а как-то раз из-за снежного бруствера на зимник выскочил мохнатый овцебык. Мощный зверь с огромной шерстью какое-то время бежал параллельным курсом, а потом свернул в тундру - и был таков.

Земля алмазов и оленей

Наш земляк признается: самое приятное в этих поездках - встречи с людьми. В Якутии, куда туристы добираются редко, очень развита взаимовыручка. Сломавшимся на зимнике даже не нужно голосовать.

В тему

Вместе с друзьями Дмитрий Гостинщиков уже планирует следующие поездки: в июне - снова по Якутии, чтобы попасть на праздник лета Ысыах. 

А еще есть Чукотка, Сахалин, Хабаровский край. Кстати, во время путешествий друзья снимают арктический юмористический сериал «Москвич-Полярник», о приключениях они рассказывают в своих блогах. Сейчас на четверых у экстремалов в соцсетях - больше миллиона подписчиков и свыше 10 миллионов просмотров.

- Наш зеленый «москвич-полярник» на якутских дорогах вызывал фурор: все дальнобойщики обсуждали нас по рации, удивлялись, сигналили, смеялись, махали руками. Крутой навороченный внедорожник такой реакции бы не вызвал, - делится череповчанин. - Тепло встречали нас и жители населенных пунктов - очень позитивные и гостеприимные люди. Они во всем помогали: один человек подарил нам нужный сальник к «москвичу», другой на время ремонта пустил в свой теплый гараж, третий запаял потекший радиатор.

От чистого сердца якутяне поили гостей чаем и угощали национальными блюдами: строганиной из чира, муксуна, оленьей печени. Туристам в дорогу они вручали сувениры, обереги из рога и меха оленя, пироги, оладушки, варенье. А несколько раз даже предлагали деньги: мол, вам нужнее. «Конечно, мы отказывались, не брали: у нас все не настолько плохо», - смеется Дмитрий.

По его словам, эти поездки не так уж и затратны. Все свое туристы везут с собой: валенки, теплую одежду, запас еды (замороженные супы и каши в вакуумных пакетах). На ночевку друзья ищут бюджетные гостевые дома и отели, а в теплый сезон и вовсе ставят палатки. В итоге летний экстремальный тур обходится примерно в 15 тысяч «с носа», зимой чуть дороже - порядка 20 - 25.
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: