Бизнесу предложили добровольно отказаться от дробления компаний

statics/images/arcticles/082024/27082024x1782e6ed.jpg
IT-сектор в последние несколько лет активно развивается, поэтому именно здесь появляются риски дробления компаний.
Фото Даниила Зинченко

В июле нынешнего года стартовала амнистия для дробления бизнеса. Теперь компании, которые вместо перехода на основную схему налогообложения с упрощенки или патента при росте бизнеса дробили его, могут избежать пересчета налогов и штрафов. При условии, если они станут работать в белую и откажутся от деления на несколько других фирм или ИП.  

Пример Блиновской

Дробление бизнеса - это искусственное и незаконное деление одной компании или индивидуального предпринимателя на несколько отдельных юрлиц. Как правило, на это идут для того, чтобы снизить налоговую нагрузку и сохранить преимущества спецрежимов. Чаще всего такие нарушения встречаются у бизнеса, который применяет упрощенную систему налогообложения (УСН). 

Для того, чтобы предприниматель мог сохранить право на ставку 6%, ему нужно оставаться в рамках лимита по доходам. В 2024 году он составляет 199,35 миллиона рублей. Если заработок выше, то ставка по УСН вырастет уже до 8%, а если прибыль будет больше максимально допустимой (265,8 миллиона рублей), то бизнес может и вовсе потерять право на применение спецрежима. Тогда компанию принудительно переведут на общий режим налогообложения. В этом случае ей придется платить налог на прибыль и НДС.

По данным Управления федеральной налоговой службы России по Вологодской области, дробление бизнеса получило распространение в розничной торговле, оказании бытовых услуг, услуг общественного питания и так далее. 

- Виды дробления бизнеса с целью незаконной минимизации налоговых обязательств могут быт различны. Наиболее часто встречающиеся с вовлечением организаций, применяющих спецрежимы (УСН, патент), - дробление с целью сохранения применения специальных налоговых режимов, занижение выручки организации, находящейся на общей системе налогообложения; снижение налоговой нагрузки организациями на общей системе налогообложения, сотрудничающими в том числе с партнерами, использующими спецрежимы или льготы, - пояснили «Красному Северу» в региональном УФНС. 

- В  IT-секторе дробление бизнеса нередко проявляется через создание специализированных дочерних компаний или стар­тапов, фокусирующихся на узких направлениях. Например, крупная технологическая корпорация может выделить свои услуги по облачным вычислениям в отдельную компанию, что помогает привлечь целевую аудиторию и увеличить инвестиции.

В розничной торговле дробление может происходить через формирование нишевых брендов. Крупные сети супермаркетов иногда создают отдельные торговые марки, ориентированные на определенные сегменты покупателей, - добавляет руководитель Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», директор ООО «РЕШЕНИЕ» Анна Антонова. 

При этом, дробление бизнеса может грозить предпринимателю штрафами и даже реальным уголовным сроком. В качестве примера можно привести нашумевшее в прошлом году дело известного блогера Елены Блиновской. Она применяла упрощенную систему налогообложения, но получала доходы в разы выше предусмотренных порогов. Тогда она решила использовать схему дробления бизнеса, чтобы не переходить на общую систему налогообложения. Какое-то время это работало, но позже ФНС все же пришла с проверками, доначислила налоги и назначила миллионные штрафы. Напомним, что Блиновскую обвинили в неуплате в общей сложности 918 миллионов рублей. Также против нее возбудили уголовное дело.

Раньше срока

С предложением объявить амнистию для небольших компаний, которые в целях налоговой оптимизации прибегали к дроблению бизнеса, в феврале нынешнего года в рамках послания Федеральному собранию выступил Владимир Путин. 

- Не должно быть ситуации, когда компаниям фактически невыгодно набирать обороты. Потому что налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим резко возрастают. Получается, что государство фактически подталкивает бизнес к дроблению, другим способам оптимизации фискальной нагрузки, - отметил глава государства. 

По словам Владимира Путина, для того чтобы попасть под амнистию, компании должны отказаться от искусственного, «по сути, притворного» дробления бизнеса, «перейти к нормальной, цивилизованной работе в белую».

Комментарий

Анна Антонова, 
руководитель Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ»:

- По сути амнистия позволяет легализовать ранее совершенные нарушения, связанные с дроблением бизнес-структур, что, безусловно, может стать спасательным кругом для многих. Предприниматели получают возможность переосмыслить свои стратегии, оптимизировать управленческие процессы без страха перед возможными санкциями. 

Однако не все бизнесмены готовы воспользоваться этой возможностью. Некоторые могут воспринимать амнистию как временную меру, недолговечную в условиях постоянно меняющегося законодательства. Тем не менее, для многих предпринимателей - это шанс начать заново, облегчить финансовую нагрузку и сосредоточиться на развитии. В конечном счете, успешность амнистии будет зависеть от того, насколько активно бизнес-сообщество воспользуется этой инициативой для повышения своей устойчивости и конкурентоспособности на рынке.

Первоначально планировалось, что амнистия начнет работать с 2025 года. Однако весь подготовительный период удалось завершить гораздо раньше. В результате она стартовала уже с 12 июля. 

- Такой перенос позволит большему числу бизнесов подпасть под ее действие. Поскольку амнистия не распространяется на решения налоговых органов о привлечении к ответственности за дробление, которые были приняты и вступили в силу до ее старта, - отметила руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева.

По ее словам, эти компании получили возможность выжить. Поскольку чаще всего выплата всех доначисленных пеней и штрафов для них просто-напросто непосильна.

В начале августа тема налоговой амнистии за дробление бизнеса обсуждалась на встрече главы Правительства РФ Михаила Мишустина с руководителем Федеральной налоговой службы Даниилом Егоровым. 

- Мы подготовили такую модель, которая не предполагает никаких отдельных заявлений от налогоплательщика. Все, что нужно сделать тем, кто считает возможным и работает «в белую», с 1 января 2025 года работать в том режиме, в котором он и должен работать. Это автоматически включает амнистию на три года. Если такого не было сделано, если мы увидели в ходе налоговой проверки, что все‑таки были нарушения, то налогоплательщик имеет право внести уточнения за 2024 год. В этом случае на него амнистия тоже будет распространяться, - подчеркнул Даниил Егоров. 

Как отметили в региональном УФНС, амнистия проводится в беззаявительном порядке в отношении налоговых проверок, решения по которым не вступили в силу на 12 июля этого года. В ее рамках налогоплательщики освобождаются от платежей в бюджет, которые начислены им по результатам налоговых проверок за 2022 - 2024 годы и связаны с дроблением. 

- Для получения амнистии налогоплательщики могут добровольно отказаться от дробления, определив свой налоговый режим исходя из консолидированных показателей по группе лиц, изменить структуру бизнеса и уйти от дробления. Если налоговый орган проведет выездную проверку (или несколько таких проверок) за 2025, 2026 годы и не установит дробления, налогоплательщик подпадает под амнистию. Она не применяется, если налогоплательщик продолжает деятельность и выездной проверкой за 2025, 2026 годы установлено, что он использует дробление в этих периодах, - резюмировали в УФНС по Вологодской области.

Финансы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: