Знамя, обагренное кровью Героя, донесли до Берлина
Обращение на имя Президента страны Владимира Путина с приглашением посетить Вологодчину в середине июля текущего года направил в приемную главы государства ветеран труда и руководитель Вожегодского землячества в Вологде Александр Хренов. Представители инициативной группы просят Президента почтить своим вниманием грядущее 100-летие со дня рождения нашего земляка, Героя Советского Союза Анатолия Шагалова.
Спас знамя ценой жизни
В Вожегодском округе, где в честь Героя названа одна из улиц в райцентре, это имя широко известно. Анатолий Валерианович, уроженец деревни Мотовилиха, учился в Новожиловской восьмилетней школе, а после окончания железнодорожного ремесленного училища трудился в Вожегодском депо, откуда осенью 1942-го был призван в Красную армию.
Воевал, был дважды ранен. После излечения в госпитале стал ассистентом знаменосца 403-го стрелкового полка, входившего в состав 1-го Прибалтийского фронта. Подвиг, обессмертивший его имя, Анатолий Шагалов совершил 15 июля 1944-го - в день своего 20-летия. Полк, освободивший небольшой литовский город Аникщяй, попал под контрудар превосходящих гитлеровских сил и оказался в полуокружении. Во время боя один за другим погибли два знаменосца, возникла реальная угроза захвата полкового знамени, что привело бы к расформированию части. Во время четвертой атаки фашистов красноармеец Шагалов обернул полотнище вокруг тела под гимнастеркой и поднял оставшихся бойцов на прорыв.
Знамя удалось спасти, но сам вожегодец погиб от осколка снаряда. Обагренное кровью боевого товарища полотнище однополчане донесли до улиц поверженного Берлина, после чего реликвия попала на вечное хранение в Центральный музей Вооруженных Сил, где и находится по сей день.
Сын фронтовика
В письме-обращении, которое направил Александр Хренов главе государства, говорится: «Уважаемый Владимир Владимирович! Поздравляю Вас с Днем Победы в Великой Отечественной войне! Понимая Вашу занятость по работе, просим Вас направить памятное письмо в отношении Героя Советского Союза Анатолия Шагалова, а если будет реальная возможность, то приглашаем Вас приехать в Вожегу, где начинал работать Шагалов А. В.»
Отметим, что сам Александр Хренов - потомственный железнодорожник. Его отец - кадровый военный, на момент начала войны был начальником артиллерийской школы в Риге. После стремительного прорыва гитлеровцев к Финскому заливу наши войска в Прибалтике были отрезаны от своих. Контуженный отец оказался в плену, попав в один из лагерей на территории Германии, откуда и был освобожден в победном мае 1945-го. Вернувшись в Вожегу, пришел работать в локомотивное депо, но в возрасте 43 лет скоропостижно скончался - сказались перенесенные в неволе лишения.
Александр Хренов также начал свою трудовую деятельность с работы слесарем в Вожегодском депо. Проходил срочную службу в составе группы советских войск в Германии, недалеко от того места, где в концлагере когда-то находился его отец. Демобилизовавшись, окончил курсы железнодорожников, трудился помощником машиниста, потом девять лет отработал в депо Вологды.
Выйдя на заслуженный отдых, стал собирать материалы по истории развития железнодорожного транспорта на территории области и героических свершениях Вологодской области. Награжден Благодарственным письмом за «активное участие и большой личный вклад в увековечивание памяти работников железнодорожного транспорта».
Максим ВОЛОДИН
Кстати
Вологодское депо - единственное на всей сети железных дорог бывшего Советского Союза, награжденное Орденом Отечественной войны I степени. Этой высокой награды в преддверии 40-летия Победы (1985 год) железнодорожники были удостоены за обеспечение фронтовых перевозок и личное мужество.
В годы войны на СЖД пришлась почти треть всех армейских перевозок. Уже 24 июня 1941 года на Северной (ее центром в то время была Вологда) и Ярославской железных дорогах был введен особый график и вступил в действие мобилизационный план. Эшелоны с пополнением и боеприпасами нескончаемым потоком шли не только на Ленинградский, Волховский, Калининский и Карельский фронты, но и вывозили миллионы тонн военных грузов, поступающих в Мурманский и Архангельский порты по ленд-лизу. Кроме того, вологодские железнодорожники помогли вывезти из осажденного Ленинграда почти полтора миллиона блокадников, в том числе 140 тысяч детей.
Рабочие депо ремонтировали паровозы и бронепоезда и нередко сами поступали в их команды. Всего добровольцами на фронт ушли более 300 работников, их в цехах массово заменяли женщины, девушки и подростки. И все это порой под бомбежками, несмотря на систему ПВО, немецкие самолеты неоднократно прорывались к станциям Череповец, Вологда, Харовская.
Крайне опасной стала и профессия машиниста. На прифронтовых участках за каждым паровозом охотились самолеты врага, подстерегая эшелоны у мостов и в глубоких выемках. Именно тогда широко известными стали имена машинистов Владимира Федорова и Виктора Галочкина, даже в условиях колейности научившихся умелым маневрированием уводить поезда от воздушных ударов, сохраняя людей и грузы.
Из числа вологодских железнодорожников была сформирована паровозная колонна № 43 особого резерва НКПС, специально предназначенная для вождения поездов в прифронтовой полосе. Эта колонна под обстрелами прошла по железным дорогам Польши и Германии, а в сентябре 1945-го добралась до китайского Порт-Артура, где и встретила весть о капитуляции Японии - последнего союзника поверженной к тому времени Германии.
Комментарии (0)