Высокие цены на сталь могут сохраниться до осени
Высокие цены на металлопрокат могут продержаться до конца нынешнего года. Однако уже осенью они могут быть скорректированы с учетом баланса спроса и предложения. Такой прогноз дали первые лица компании «Северсталь» во время общения с представителями СМИ в рамках недавнего Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
В нынешнем году, напомним, цены на сталь на внешнем и внутреннем рынках достигли максимума за последние 12 лет. Это привело к многочисленным жалобам со стороны представителей строительной индустрии, машиностроения, производителей бытовой техники и других отраслей, потребляющих металлопрокат.
Правительство России разными способами пытается стабилизировать цены на стальную продукцию.
А несколько дней назад первый вице-премьер Андрей Белоусов даже пригрозил металлургам, которые, по его мнению, «нахлобучили» государство, налоговым изъятием 100 миллиардов рублей сверхдоходов. При этом введение экспортных пошлин первый вице-премьер назвал «крайним случаем», поскольку этот шаг поможет зарубежным конкурентам российских компаний, и добавил, что лучше повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Сразу же после этого состоялось специальное совещание в Минпромторге, после которого в ведомстве сообщили о том, что вместе с руководителями сталелитейных компаний согласуют скидки на металлопродукцию, необходимую для выполнения госзаказов.
По словам председателя Совета директоров ПАО «Северсталь» Алексея Мордашова, металлопрокат дорожает благодаря росту мировой экономики после пандемии.
- Но цены стали расти не потому, что это чья-то злая воля, и уже тем более - не нарушения со стороны российских металлургов. Рост цен является следствием глобальных трендов и процессов, - заявил Алексей Мордашов в эфире телеканала «Россия 24».
Все это происходит на фоне того, что, по оценкам участников рынка, на начало нынешнего года мировой объем избыточных мощностей черной металлургии оценивался в 650 миллионов тонн в год. Для сравнения: в планах той же «Северстали» на нынешний год - выпустить порядка 11,5 миллиона тонн стальной продукции. Но откуда тогда взялся такой ажиотажный спрос на сталь, если металлурги с лихвой могут перекрыть все потребности мировой экономики?
- Рынки США и ЕС испытали значительное падение объемов производства в период первой волны пандемии вплоть до остановки некоторых плавильных мощностей. Щедрые финансовые стимулы, оживление автомобильной и строительной отраслей, запуск программ обновления инфраструктуры привели к быстрому росту спроса, за которым не поспевает собственное производство, - пояснил «Известиям» аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.
А поскольку, объясняет эксперт, наша страна также вовлечена в глобальную экономику, то эта тенденция стала актуальной и для российского рынка стальной продукции, который оказался, что называется, перегрет.
- Причины роста цен объективны: та рыночная возможность, которая сегодня формируется рынком исходя из отложенного спроса, восстановления экономики, стимулирующих мер Правительства Российской Федерации, приводит к высокому уровню спроса. Из-за ограниченного предложения рыночные механизмы действуют так, что цена растет везде глобально. При этом в России темпы роста стоимости меньше, чем в других странах. Наша сегодняшняя цена на внутреннем рынке ниже, чем в Европе, на 15 - 20%, чем в Соединенных Штатах - на 40 - 50%, - так прокомментировал складывающуюся ситуацию агентству «Интерфакс» генеральный директор «Северстали» Александр Шевелев.
Сегодня все российские меткомпании являются очень крупными налогоплательщиками, и с ростом цен наши выплаты выросли: по данным «Русской стали», в первом полугодии 2021 года металлурги заплатят на 100 миллиардов рублей больше налогов, чем за аналогичный период прошлого года. Согласно прогнозам, за весь 2021 год мы заплатим около 250 миллиардов рублей дополнительных налогов.
Что касается предложений по «раскулачиванию» металлургов, то, по мнению топ-менеджера компании, в этом вопросе необходимо избежать введения нерыночных механизмов, поскольку в перспективе это может привести к «большим потерям и к большему ущербу не только отрасли, но и экономики в целом».
В рамках обсуждения этого вопроса на ПМЭФ министр финансов Антон Силуанов согласился с тем, что проблему высоких цен на металлургическую продукцию надо решать «не в лоб сразу, что называется, наотмашь», а обсуждать с бизнесом.
В свою очередь, Алексей Мордашов высказал готовность предоставлять определенные скидки на продукцию для предприятий строительной отрасли.
- Металлурги всегда делали это. Для нас было типичным заключение долгосрочных контрактов с формулой цены для всех наших основных потребителей. Мы готовы заключить их со строителями. Мы договариваемся о существенных скидках потребителям в стройке, чтобы сохранить эту строительную активность и поддержать их в это непростое время, - подчеркнул Алексей Мордашов.
Что касается прогнозов по росту цен на стальную продукцию, то, как отмечают топ-менеджеры «Северстали», с большой вероятностью они останутся на достаточно высоком уровне до конца нынешнего года. Хотя уже этой осенью по мере ввода мировых мощностей (они загружены сегодня на 80%) возможна их определенная корректировка.
В свою очередь, аналитик Алексей Калачев полагает, что снижение цен на металлургическую продукцию примерно на 20% произойдет в нашей стране во второй половине 2021 года, после чего рынок стабилизируется.
Комментарии (0)