Вологжане воруют продукты не от бедности

Количество краж продуктов из магазинов в Вологодской области увеличивается. Но социологи не спешат говорить о растущей бедности населения: тех, кто пытается вынести из торговых залов еду и алкоголь, не назвать ни голодными, ни нищими. Нередко нечистые на руку покупатели покушаются на дорогие товары, а приятные мелочи - «добыча» детей.
Верхушка айсберга
В СМИ обычно появляются описания лишь вопиющих фактов, связанных с бедными пенсионерами, которые не от хорошей жизни пытаются вынести продукты из супермаркетов. Но на деле большинство пойманных с поличным клиентов торговых точек - либо вполне приличные люди, либо бывалые воры, либо подростки. 
- Статистика полиции гораздо скромнее, чем в реальности обстоят дела, - рассказывает охранник одного из популярных вологодских супермаркетов Алексей Собакин. - Просто если ущерб до тысячи рублей, то уголовного дела о краже нет. Это мелкое хищение, штраф от тысячи рублей или в пятикратном размере украденного - и все. Иногда просто поражаешься, как люди пытаются сэкономить 100 рублей на шоколадке, набрав продуктов на две-три тысячи...
Алексей рассказал, что покупатели, уличенные в попытке тайно вынести продукты, часто ведут себя агрессивно. 
- Мы законы знаем: нельзя применять физическую силу, даже удерживать за рукав, если покупатель бежит к выходу, - говорит он. - А сами воры иногда толкают охранников в грудь, пытаются выхватить из рук рацию. Когда это не удается и они понимают, что пойманы с поличным, начинают кричать, что магазин дерет втридорога, что цены бешеные и довели страну… Но если видят, что полиция уже вызвана и, если они скроются, их будут разыскивать, успокаиваются. 
Воруют, по словам Алексея Собакина, компактные товары, которые легко спрятать: шоколадки или плоские нарезки сыра, колбасы и красной рыбы кладут во внутренние карманы или за брючный ремень, сырокопченую колбасу - в рукав. Бывает и еще более продуманное мошенничество. 
- Люди иногда возмущаются, что при взвешивании овощей и фруктов ценник прикрепляется на узел пакета и им потом приходится дома рвать пакет вместо того, чтобы развязать и заново использовать, - рассказывает продавец Наталия Боброва. - К сожалению, это вынужденная мера: порой покупатели берут взвешенный товар, развязывают пакет и докладывают туда овощи или фрукты, причем подчас не одно-два яблока, а чуть не полкило. В связи с этим многие супермаркеты взвешивают весь товар на кассе. Еще бывает, переклеивают штрих-коды с маленького товара на большой, а если товар в коробке, то заменяют содержимое более дорогим...
Повышенное внимание оказывается людям с детскими колясками, куда можно спрятать товар с заранее оторванным штрих-кодом. 
- До смешного доходит, - жалуется Алексей Собакин. - Молодые родители, у которых в коляске нашли бутылку виски, стали говорить, что это ребенок спрятал - мол, хватает все, что видит. А ребенку до полки и не дотянуться… Я еще понимаю, когда бабушка прячет в карман пачку сухих дрожжей за 13 рублей или творожный сырок, но те, кого мы ловим, явно не бедствуют. Есть случаи, когда люди воруют с целью перепродажи товара.
Как сообщает череповецкая газета «Речь», в городе металлургов количество выявленных краж продуктов за год выросло более чем на треть, причем попадаются на воровстве и дети, и пенсионеры, и обеспеченные люди. По данным УВД Череповца, большинство краж совершают лица, ранее судимые за подобные преступления, но значительная часть попавшихся - несовершеннолетние и пьяные.
Мужская рука
За четыре месяца 2016 года в УМВД России по Вологодской области зарегистрировано 364 кражи продуктов питания и алкоголя. Это несколько больше, чем с января по апрель прошлого года, когда краж было порядка 340. Подавляющее большинство вологодских магазинных воров - мужчины: 111 против 33 женщин за четыре месяца 2015 года и 91 против 28 в этом году.
Как поясняют в супермаркетах, фактически эта цифра могла бы быть выше в разы, но торговым сетям экономически невыгодно в случае сравнительно небольшого ущерба инициировать возбуждение уголовного дела: предмет преступного посягательства (то есть продукты) в этом случае изымается как вещественное доказательство, вместо того чтобы снова попасть на прилавок, кроме того, магазину будет необходимо оплачивать услуги адвоката для представительства интересов потерпевшего в суде или выделить сотрудника, который будет постоянно сотрудничать с правоохранительными органами… В связи с этим нередко вопрос решается на месте: похититель возвращает продукты и избавляется от уголовного преследования. 
Между тем далеко не все хищения удается предотвратить силами персонала торговых точек, и магазины несут приличные убытки. К примеру, за 2015 год в России они составили почти один миллиард рублей, что на 68% больше показателей 2014 года. Такие данные - результат подсчетов от прекращения уголовных дел из-за невозможности установления винов­ных в краже. 
- Один мой знакомый, вполне приличный юноша, вежливый, интеллигентный, с высшим образованием, однажды рассказал в качестве полезного совета, как «подешевле» сходить в магазин, - рассказывает вологжанка Елена Добрынина. - Я была в шоке: фактически он описывал способы краж из магазина, а когда я спросила, понимает ли он, что просто ворует, знакомый был очень удивлен...
В крупных торговых сетях, куда мы обратились за комментариями по поводу краж, от официальных разъяснений отказались, но на условиях анонимности пожаловались, что растущее количество краж, которые просто не попадают в официальную статистику, объясняется вовсе не кризисом, а несовершенством законодательства: поняв свою безнаказанность, люди хватают все, что плохо лежит, - консервы, кофе, конфеты россыпью, орехи, жвачку и прочие мелочи. Все это происходит явно не из-за голода или бедности. 
В результате убытки от воров магазины компенсируют повышением цен на свои товары. Впрочем, высказывается мнение и о том, что магазин может списывать на покупателей больше половины своих убытков, понесенных по вине персонала. Но факт остается фактом: платят за все по-прежнему добросовестные покупатели.

Комментарий
Елена Цыбис, психолог:
- В обществе наблюдается такая картина: украсть что-то у своего ближнего по-прежнему считается аморальным, а вот по отношению к магазинам такие этические установки уже не действуют. Многие рассуждают таким образом: унести из магазина больше, чем оплатил, - не кража, а восстановление справедливости, поскольку магазины - богатые, а покупатели далеко не все продукты могут себе позволить, поэтому нужно наказать торговую точку за высокие цены. Конечно, такая психология граждан - большая проблема. Существуют целые интернет-ресурсы, где посетители анонимно хвастаются своими «достижениями» и получают поддержку и одобрение других. Магазин никому не жалко, поскольку это не одушевленное лицо, наоборот, вынос продуктов без оплаты становится чем-то вроде спорта. В конце концов, не так много можно вынести, чтобы серьезно поддержать семейный бюджет. 
Есть данные и о том, что воровать стараются из супермаркетов, расположенных далеко от тех торговых точек, где человек закупается обычно: так в его сознании происходит разделение на «свое» и «чужое». У «своих» воровать нельзя, а вот у «чужих» можно.
Сейчас даже существует шутка: лечить магазинную клептоманию нужно клаустрофобией - то есть угрозой реального тюремного срока. «Спортсмены», выносящие с помощью различных уловок товар, больше вреда причиняют не магазину, который в конце концов может списать ущерб, а другим покупателям, которые расплачиваются за все украденное так же, как честные клиенты банков платят огромные проценты за тех, кто не возвращает долги. В любом случае кража остается кражей, так что каких-либо моральных оправданий такому поведению быть не может, иначе общество раздвинет рамки дозволенного еще шире, считая, что таким образом всего лишь «восстанавливает справедливость». Мощное самооправдание и отсутствие стыда за свои поступки - опасная тенденция.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: