Вологодские районы приближали разгром врага «пятисотниками» и рекордами в сельском хозяйстве

statics/images/arcticles/052020/06052020x0cb6eee3.jpg
На постройку танковой колонны «Вологодский колхозник» трудящиеся области собрали 67 миллионов рублей - огромную по тем временам сумму.
Фото из архива «Красного Севера»
statics/images/arcticles/052020/06052020x5c1defb5.jpg
О вкладе чагодощенцев в строительство военной дороги Кабожа - Подборовье напоминает ретропоезд, который уже не раз торжественно встречали в Чагоде.
Фото автора
statics/images/arcticles/052020/06052020x96fc1a90.jpg
За годы войны вологодские доноры сдали более 35 тонн крови.
Фото с сайта vologda-poisk.ru
С первых же дней войны начался перевод экономики области на военные рельсы. Для рабочих и служащих тыла вводились обязательные сверхурочные работы, увеличивалась продолжительность рабочих смен, отменялись отпуска. Это позволило в короткий срок освоить производство более 100 видов военной продукции.

От волокуш до десантных лодок

На предприятиях Вологды, Череповца и Великого Устюга стали выпускать снаряды и минометные мины. Харовский лесопильный завод перешел на изготовление волокуш, аэродромных катков и ящиков для снарядов. В Соколе освоили выпуск десантных лодок и понтонов. На Вологодском паровозовагоноремонтном  заводе помимо военно-санитарных поездов стали производить специальные детали для реактивных минометов - знаменитых «Катюш».
Большой спецзаказ выполняли тогда и колхозные мастерские Кадуйского, Междуреченского, Сямженского, Верховажского, Сокольского и ряда других районов.  ( От редакции: довоенная административная карта Вологодчины с ее прежними более чем 40 районами, была мало похожа на нынешнюю, поэтому рассказ о муниципалитетах мы будем вести в их современных границах и названиях). Здесь производили заготовки для винтовочных прикладов и деревянные колеса для телег - значительная часть снабжения Красной Армии, особенно на первом этапе войны, осуществлялась гужевым транспортом.
У городских и районных военкоматов выстраивались длинные очереди, молодые люди требовали отправить их на фронт добровольцами. В каждом районе области формировались истребительные 
батальоны, в задачу которых входило несение караульной службы и содействие органам НКВД в борьбе с диверсионно-разведывательными группами.
В июле 1941-го, после того как немцы заняли Псков, 150 череповецких, устюженских и чагодощенских комсомольцев были отправлены на строительство оборонительных рубежей на подступах к Ленинграду. Из этого первого  оборонного десанта вологжан домой вернулись лишь единицы. Из-за прорыва гитлеровских танков к станции Мга, пути отхода оказались отрезаны. Часть наших ребят погибла в окружении, часть сражалась потом в партизанских отрядах.
С выходом противника на подступы к Тихвину и Оште, началось строительство оборонительных рубежей и непосредственно на территории области. Основная резервная линия обороны проходила по реке Шексне и западнее северного берега Белого озера. Кроме солдат  формирующихся в области дивизий, для строительства траншей, противотанковых рвов и полевых аэродромов были привлечены тысячи жителей Шекснинского, Кирилловского, Вашкинского, Вытегорского, Усть-Кубинского районов.
Тогда же в область стали прибывать эшелоны с эвакуированными блокадниками Ленинграда и беженцами из Карелии и Новгородской областей. На железнодорожных вокзалах Вологды и Череповца для них были развернуты пункты питания, полевые бани и лазареты. Не остались в стороне от общей беды и вологжане,  приносившие на станции свои продукты и игрушки, бравшие к себе на воспитание осиротевших ленинградских детей. Часть эвакуированных разместили в области. Их в свои дома и квартиры гостеприимно приняли жители Кадуйского, Череповецкого, Устюженского, Кадуйского и Белозерского районов. 

На женских плечах

Еще с лета  1941 года на работу в колхозы стали привлекать подростков, призванных вместе с женщинами заменить ушедших на фронт мужчин. Нашлось дело и самым маленькими сельским школьникам, массово присоединившимся к акции по сбору грибов и ягод. Лучшими сборщиками лесных даров зарекомендовали себя пионеры и октябрята Междуреченского, Верховажского, Грязовецкого и Тарногского районов. Заработанные ими деньги перечислялись в фонд обороны, а затем стали направляться на строительство самолета «Юный истребитель» и двух танков «Вологодский пионер».
А уже в марте 1943 года на фронт отправилась и танковая колонна «Вологодский колхозник». Инициатива ее создания принадлежит работникам великоустюгского колхоза «Строитель», но почин быстро поддержали по всей области. Деньги на строительство бронированных машин перечисляли и работники вологодских железнодорожных мастерских, и череповецких, никольских, сокольских предприятий. И, разумеется, сами колхозники. Точнее - колхозницы. В большинстве колхозов области доля женщин превышала тогда 90%.
Почти все тракторы и лошади были реквизированы для нужд фронта. Но оставшиеся в колхозах женщины, старики и подростки работали не просто на совесть, а со значительным опережением довоенных объемов производства. По сравнению с 1940 годом военная 
Вологодчина увеличила производство зерновых почти на 20 тысяч тонн, картофеля и овощей - на 15 тысяч тонн, льноволокна - на 1 000 тонн.
Были тогда среди вологодских колхозников и свои трудовые герои, причем в буквальном смысле слова. Работница колхоза «Буденновец» Междуреченского района Александра Люскова установила в военное время сразу несколько мировых рекордов по привесу свиней. Получили свои заслуженные награды и другие передовики сельскохозяйственного труда - Антонина Смирнова из  колхоза «Животновод» Вологодского района, тарножанка Зоя Кондратьева, Вера Попова из Бабушкинского района и многие другие. Достаточно сказать, что только за первую половину 1943 года почетными грамотами ЦК ВЛКСМ за активное участие в сельскохозяйственных работах была награждена Кирилловская районная комсомольская организация, 12 женских тракторных бригад и 68 девушек-трактористок из Грязовецкого, Нюксенского,  Верховажского, Усть-Кубинского, Чагодощенского и других районов.
Проводились тогда на селе и специальные декады помощи семьям военнослужащих. Например, в одну из таких декад комсомольцы Сямженского района привезли и разделали дрова почти для 600 семей фронтовиков. 
Не оставались без внимания и дети погибших воинов. Причем нередко случалось так, что вслед за отцами такие ребята теряли и матерей - от тяжелого физического труда и болезней смертность в тылу тоже  была очень высокой. Поэтому помимо государственных детских домов стали появляться и сельские, содержавшиеся исключительно за счет средств сельхозартелей и отчислений самих колхозников. Первый такой, как их тогда называли - инициативный детский дом,  появился в колхозе «Первосиземский» на территории современного Шекснинского района. Позднее инициативные детские дома были открыты еще в 18 районах области. 

Как «трехсотники» в «пятисотников» превратились 

Большую популярность приобрело тогда  на Вологодчине и пришедшее с Урала движение «двухсотников» и «трехсотников» - так называли тех, кто выполнял дневные нормы на 200-300 процентов.  Но в нашей области планку выработки подняли еще выше. В Тотемском, Кичменгско-Городецком, Никольском, Междуреченском районах появились целые бригады «пятисотников». 
Особенно много их было в лесозаготовительной отрасли, считавшейся в ту пору стратегической. 
В 1943 году Вологодская область вошла в первую пятерку среди всех регионов Советского Союза по объемам лесозаготовок.
Были свои передовики и на железной дороге. В их числе старший паровозный машинист Вологодского депо Василий Болонин, давший старт новому патриотическому движению - вождению сдвоенных поездов и в 1943 году удостоенный звания Героя Социалистического Труда. Его примеру быстро последовали череповецкие, бабаевские и вожегодские машинисты.  И уже через год 3 300 молодых вологодских  железнодорожников выполняли по полторы-две нормы за смену.
Кстати, в годы войны на территории области продолжалось строительство железнодорожных магистралей. В кратчайшие сроки с привлечением жителей Чагодощенскогог района была построена ветка Кабожа - Чагода - Подборовье, позволившая открыть прямой путь для составов, следующих из Москвы к Ленинградскому и Волховскому фронтам. Тогда же шло удлинение и берущей начало в грязовецкой Вохтоге Монзенской железной дороги, куда так же были привлечены жители окрестных населенных пунктов.
Сложную задачу пришлось решать в военные годы и вологодским речникам. В первое военное лето им пришлось обеспечивать прохождение понтонов с недостроенными подводными лодками и катерами из Ленинграда на Волгу по внутренним водным путям региона. А уже на втором этапе войны осуществлять проводку двух «караванов»  подводных лодок, направлявшихся с Каспия на Северный флот через Шексну и Сухону. И со всеми этими задачами вытегорские, кирилловские, череповецкие, тотемские, нюксенские и великоустюгские речники справились отлично.
За Победу Вологодской области пришлось заплатить дорогую цену. С полей сражений, по разным оценкам не вернулись 170-190 тысяч наших земляков. Еще более 200 тысяч, по данным специалистов Вологодского архива новейшей политической истории, скончались тогда в тылу от голода, ранений и болезней. Историки утверждают, что по людским потерям Вологодчина входит в десятку наиболее пострадавших в войну регионов СССР. Но вологжане военного времени, как и вся страна, тогда выстояли и победили. 
К 75-летию Победы Уроки истории Память

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: