Водка и музыка несовместимы?

Почему из вологодских трактиров выгоняли балалаечников, кому устраивали «винное купание», и чего боялись деревенские самогонщики? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в «юбилейном» материале: 150 лет назад, в августе 1865 года, было образовано первое Вологодское общество трезвости.
Обетчики долго не продержались
Правда, тогда у него было другое название - Общественная комиссия крестьянского благочиния. Необходимость ее создания мотивировалась резко возросшим уровнем бытового пьянства в Вологодской губернии. За четыре года до описываемых событий в России окончательно отменили крепостное право, но некоторые представители местного крестьянства все еще «обмывали» это радостное событие.
Пропаганда здорового образа жизни не входила в функции комиссии. Она лишь собирала статистику по «пьяным» преступлениям и непотребствам (хулиганствам), а также контактировала с волостными объединениями обетчиков. Так в середине XIX века на Руси называли людей, давших обет воздержания от винопития. Но это стихийное крестьянское движение не имело ярких лидеров и четкой программы действий, а потому постепенно сошло на нет.
Для того, чтобы движение трезвенников окончательно сформировалось, потребовалось еще девять лет. В 1874 году было создано Вологодское благотворительное общество, которое не только организовывало бесплатные обеды для бедняков и оплачивало проезд «следующим на лечение малоимущим», но и часть собранных членских взносов направляло на лекторскую антиалкогольную деятельность. Представители общества из числа господ-идеалистов встречали рабочих у порога питейных заведений и призывали нести заработанные деньги семьям. 
Но вскоре у благотворительного общества появился серьезный конкурент в лице Вологодского братства во имя Всемилостивого Спаса, которое среди основ религиозно-нравственного просвещения занялось обустройством бесплатных библиотек и изб-читален с развешанной на их стенах наглядной агитацией о борьбе с пьянством. Руководители Вологодского благотворительного общества посчитали себя оскорбленными и настаивали на приоритете в антиалкогольной борьбе. Последовали бурные объяснения, отголоски которых попали на страницы дореволюционных газет. Более организованное общество Всемилостивого Спаса, поддержанное к тому же Епархией, вышло победителем из этого спора, и в 1911 году зарегистрировало Вологодское общество трезвости имени Преподобного Дмитрия Прилуцкого, главной целью которого значилась пропаганда «воздержания от охмеляющих напитков среди родного народа». 
Интересно, что согласно Уставу, при вступлении в ряды этого общества каждый активист получал «экземпляр Святого Евангелия, образок небесного покровителя и памятный лист трезвенника». Кроме того, состоящим в рядах общества предписывалось не реже одного раза в неделю посещать церковные богослужения. 
Но, несмотря на все предпринимаемые усилия (в том числе открытие в Вологде чайной с символическими ценами), особой популярностью общество не пользовалось. К 1913 году в его составе было лишь около 60 членов, в том числе только 12 рабочих.
Пиво - напиток аристократов
К тому времени пили в Вологодской губернии много и почти повсеместно. Еще в 80-х годах позапрошлого столетия на полную мощность заработал винно-водочный завод «Первушин и сыновья», долгое время считавшийся одним из самых крупных (!) промышленных предприятий губернии. Чуть позднее появились в Вологде и два частных пивоваренных завода. 
Но потом, спохватившись, что деньги уплывают мимо государственной казны, царское правительство постаралось взять под свой контроль оптовое производство и продажу спирта. С 1901 года в губернской столице стал работать казенный винный склад, представлявший из себя ликеро-водочный завод. С учетом распространенного тогда в деревнях самогоноварения, это еще больше способствовало масштабам пьянства. 
Другое дело, что самым популярным алкогольным напитком у вологжан конца XIX столетия была все-таки не водка, а вино. Способствовала тому и ценовая политика. Среднестатистический рабочий получал в ту пору 30-35 рублей в месяц. А бутылка плодово-ягодного вина стоила всего 9 копеек, «Портвейна» - 20 копеек, «Столового» вина - 22 копейки. Зато пиво в ту пору считалось напитком аристократов и пролетариями почти не употреблялось. Цена за бутылку «Мюнхенского» или «Богемского» доходила до 2 рублей! 
Единой антиалкогольной политики в Российском государстве тогда еще не существовало. Хотя разрозненные акции на уровне губернских и городских властей, призванные ограничить масштабы пьянства и самогоноварения, предпринимались неоднократно, подчас обретая весьма забавные формы. Пойманных с поличным крестьян-самогонщиков не только штрафовали, но и подвергали публичной обструкции. «Обчество» (сельский сход) выносило решение о бойкоте таких крестьян односельчанами. Для исконно русской деревни, где почти все жизненные процессы держались на коллективизме, это было суровым наказанием.
По информации известного вологодского краеведа Евгения Старикова, при введении госмонополии на алкоголь вся торговля водкой в Вологде должна была производиться через 11 казенных лавок. Но некоторые торговцы пытались обойти запрет и продавали пол-литровки нелегально. Для попавшихся могли устроить «винное купание». В морозный базарный день такого горе-торговца выводили на площадь и перед всем честным народом выливали конфискованный у него алкоголь за шиворот или на непокрытую голову. А затем на два месяца сажали в арестантский дом. 
От праздника решили воздержаться
Существовала строгая регламентация и для деятельности буфетов и питейных заведений. Полиция зорко следила за тем, чтобы на их стенах не было портретов царя и других высочайших особ. Ну а более полное представление о порядках, существовавших в дореволюционных «забегаловках» Вологодчины, дает сохранившийся архивный документ - распоряжение канцелярии губернатора, датированное 1886 годом: «Имея в виду, что на основании существующих правил о внутреннем устройстве питейных заведений в них не допускается никакого беспорядка или бесчинств, и запрещается иметь музыку, в отношении дальнейшей торговли постановляется:
1. В питейных домах для закуски разрешается иметь только хлеб и соль. В портерных (пивных - прим. ред.) лавках вовсе не допускается никаких закусок.
2. Чинам наружной полиции обращать тщательное внимание на соблюдение этих правил и пресекать нарушения. Подвергать незамедлительному задержанию лиц, незаконно торгующих снедью у питейных домов. Посетителей с гармошками, балалайками и т.д. немедленно выдворять на улицу, а при повторном нарушении доставлять в участок».
Считалось, что без закуски и музыки посетители выпьют меньше вина и быстрее покинут трактиры. Но на практике это было совсем не так. 
Реально ограничить потребление вина и водки на Вологодчине удалось лишь в 1914 году с началом Первой мировой войны. По всей Российской империи вводился строгий «сухой закон», причем подпольных бутлегеров стали судить по законам военного времени, безжалостно приговаривая к 10 годам каторги. Но тяга к спиртному, видимо, где-то на генном уровне все равно сохранилась. И после свержения монархии в феврале 1917-го, на волне революционного ликования и вседозволенности, по всей необъятной империи прокатилась волна бесстыдных и массовых пьяных погромов...
В современной Вологодской области пик бытового пьянства пришелся на первую половину 90-х годов. Но как только экономика стала оживать и появилась хоть какая-то социальная стабильность, маятник, к счастью, качнулся в другую сторону. Немаловажной в этом вопросе оказалась и позиция региональных властей. Сиюминутной выгоде от привлечения «водочных денег» в бюджет они предпочли долговременную стратегию, направленную на формирование здорового образа жизни. Достаточно вспомнить инициативы губернатора Олега Кувшинникова, поддержанные затем областными законодателями об ограничении продажи пива в больших пластиковых бутылках и об установлении выборочного алкогольного моратория: 1 и 27 июня, а также 1 сентября розничная продажа спиртного на территории Вологодчины запрещена.
А вот недавнюю инициативу фракции ЛДПР - учредить в области официальный День трезвости и отмечать его 11 сентября, депутатское большинство не поддержало. Как посчитали региональные законодатели, действующих сейчас ограничений на торговлю спиртным вполне достаточно, да и само учреждение Дня трезвости может привести к обратному эффекту. Мол, некоторые граждане, в силу присущего им менталитета, захотят отмечать этот самый «праздник» с бокалами и рюмками в руках…

Борьбу за трезвость подхватили сети
В послевоенные годы на территории Вологодской области активно действовали отделения Всесоюзного, а затем и Всероссийского общества трезвости. В эпоху массовой обязаловки число их активистов (естественно, в основном на бумаге) доходило до 200 тысяч человек. Хотя были у этих обществ и весьма полезные начинания. 
А вот ныне вологодские трезвенники официальных объединений не имеют. Так, по крайней мере, ответили на наш запрос в областном управлении Минюста, констатировав, что последние из могикан - череповецкое городское отделение Всероссийского общества трезвости и здоровья - прекратило свою деятельность год назад по решению суда. 
Впрочем, нынешние общественные организации, включая поборников трезвого образа жизни, могут действовать и без создания юридического лица, а значит, не подлежат регистрации. 
И такие организации, чаще всего именуемые клубами, на начало года существовали сразу в нескольких городах Вологодчины. Кроме того, за здоровый образ жизни борются теперь и в интернет-пространстве. В популярной сети «ВКонтакте» уже много лет действует группа с говорящим названием «Трезвая Вологодская область».

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: