Византийская красавица

Стартовала крупнейшая сериальная премьера года на телеканале «Россия 1» - лента «София». Впервые российскому зрителю рассказывают о судьбе византийской принцессы из династии Палеологов, ставшей супругой Иоанна III.

Стартовала крупнейшая сериальная премьера года на телеканале «Россия 1» - лента «София». Впервые российскому зрителю рассказывают о судьбе византийской принцессы из династии Палеологов, ставшей супругой Иоанна III.
Сильная женщина
В отечественном кинематографе эпоха становления Московского княжества практически не затронута. До сих пор нам демонстрировались либо ленты о временах крещения Руси, либо истории, начинающиеся с правления Ивана Грозного.
Новый проект решил охватить малознакомое большинству зрителей время - вторую половину XV века, период, когда страной правил Иван III.
После того как османы захватили Константинополь, правящая династия Византийской империи укрылась в Риме. В целях укрепления своего государства, а также пытаясь наконец стать участником большой европейской политики, русский великий князь принимает непростое решение заключить брак с византийской принцессой Зоей Палеолог. На это согласны и сами Палеологи, и руководство католической церкви, под чьим покровительством находится принцесса.
А вот в Москве брак князя с византийкой мало кто приветствует. Бояре видят во взявшей при крещении имя София девушке опасность для своих привилегий, малограмотное население боится тех новшеств, которые принесет с собой на государев двор супруга Ивана. Против женитьбы сына выступает и его мать Мария. Она рано вышла замуж за князя Василия Темного, которому родила восьмерых детей. Среди них кроме Ивана - князья Юрий Меньшой, Андрей Большой, Борис Волоцкий. Умная, властная, сильная Мария Ярославна очень набожна и не верит в то, что союз между ее сыном и принцессой из Константинополя одобрен небесами. 
И опасения всей этой разношерстной публики оказались не напрасны. Москва получила не еще одну молчаливую наложницу князя, а деятельную и по тем временам весьма просвещенную княгиню. Именно по ее приглашению в столицу приезжают знаменитые мастера из Европы - архитекторы, оружейники, ткачи, к примеру, Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор Московского Кремля. Благодаря ее знаниям начинает меняться отсталый общественный уклад Московии, появляются новые законы, меняется структура армии.
Железный характер Софии позволил Ивану обрести уверенность в себе, сплотив вокруг Москвы другие российские земли, окончательно скинуть татаро-монгольское иго. По сути, именно с этого времени берет начало централизованное Российское государство.
Кстати, знаменитая библиотека Ивана Грозного, которую археологи до сих пор ищут, досталась ему в наследство от Софии - его бабушки.
Масштабное полотно
Фильм, конечно, не во всем следует исторической правде. Первые серии уже показали, что история любви Ивана и Софии на экране предстает в гораздо более романтичном ключе, чем все было на самом деле. Однако авторская адаптация истории ленту не портит. К тому же саму любовную линию разыгрывают известные актеры Евгений Цыганов и Мария Андреева.
- Хотя у нас были разные варианты на эти роли, но мы остановились именно на Евгении и Марии. Жене Цыганову, к примеру, роль Ивана III была интересна, ведь до этого он играл более закрытых, сдержанных персонажей, таких интровертов, а тут образ требовал более открытых эмоций, - рассказал журналистам режиссер проекта Алексей Андрианов. - Евгений прочел очень много исторической литературы, чтобы проникнуться эпохой, понять этих героев, уловить ту атмосферу.
Куда с большим пиететом съемочная группа отнеслась к воссозданию на экране предметов быта и костюмов далекой эпохи. Для работы над проектом привлекался не один историк и культуролог. Для того чтобы воссоздать дух времени, сшиты сотни костюмов, вручную изготовлены головные уборы, обувь, кольчуги, монеты, оружие, предметы обстановки, украшения.
Большое внимание было уделено и традициям при дворе великого князя и, разумеется, батальным сценам, без которых ни один исторический проект просто невозможен.
Натурные съемки проходили по всей России: снимали в Московской и Калужской областях, Астрахани и Боровске, Новгороде и Пскове. Причем работала группа в подлинных исторических интерьерах, например, в стенах того самого Успенского собора Кремля. Часть эпизодов была снята в Чехии и Италии. Под открытым небом и в студийных павильонах были построены десятки сельских домов, дворцов, постоялых дворов. Продюсеры фильма говорят, что по масштабам постановки с их сериалом в современной российской киноистории мало что может сравниться.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: