В Великом Устюге построят шестикилометровую дамбу

Работы по проектированию дамбы, призванной кардинально решить проблему наводнений и подтоплений, начались в Великом Устюге. Этот проект может стать одной из самых масштабных строек на востоке Вологодчины.

Работы по проектированию дамбы, призванной кардинально решить проблему наводнений и подтоплений, начались в Великом Устюге. Этот проект может стать одной из самых масштабных строек на востоке Вологодчины.
«Капризная» Сухона
За свою более чем 800-летнюю историю Устюг не раз страдал от больших и малых наводнений. О разрушительной силе этих бедствий можно судить хотя бы по тому, что протекающая вдоль города река Сухона неоднократно спрямляла свое русло, прорывая во время особо сильных паводков свои прежние береговые изгибы. 
Последнее из памятных наводнений случилось в 1998 году, когда вода затопила едва ли не треть города. С тех пор благодаря зимним ледорезным работам и другим профилактическим мероприятиям по линии оперативных служб разрушительных паводков больше не было, но проблема не потеряла своей актуальности. Причина тому - в гидрологических и ландшафтных особенностях города. Значительная часть кварталов индивидуальной застройки находится хоть и далеко от реки, но в низинах. К тому же большая вода приходит сюда не со стороны центральной набережной, а с северо-востока, там где Сухона и Юг уже сливаются в Малую Северную Двину. 
Даже после кратковременных весенних паводков грунтовые воды в низинных кварталах держатся у поверхности практически все лето, после любого, даже небольшого дождя, подтапливая дома и огороды многих устюжан. Страдают от таких подтоплений и внутриквартальные дороги, большинство из которых в Устюге все еще являются грунтовыми.
Минувшим летом, после жалобы жителей улицы Шалаурова на затопленные огороды и постоянные лужи на дороге, разбираться на место событий приезжала областная комиссия во главе с первым заместителем губернатора Алексеем Шерлыгиным. Местные власти тогда отрапортовали, что дорогу здесь по мере возможностей подлатают (в конце июля часть ям на ней действительно засыпали), а проблему огородных подтоплений постараются решить за счет поднятия грунтового полотна проезжей части на перпендикулярной улице, превратив ее в импровизированную дамбу.
После всех доработок в региональном правительстве эта идея превратилась из локальной в масштабную. Защитить уже не импровизированной, а настоящей дамбой решили не отдельный квартал, а едва ли не всю подтапливаемую часть города. В конце октября о необходимости строительства противопаводковой дамбы официально заявил губернатор Олег Кувшинников во время своего рабочего визита в Великоустюгский район. 
Дорога безопасности
На прошлой неделе в город на Сухоне прибыли специалисты вологодского проектно-изыскательского института «Севзапдорпроект». Им поручено разработать проект будущей дамбы, протяженность которой может составить пять километров 800 метров.
По предварительному замыслу проектировщиков, начинаясь в районе судоремонтного завода, эта сухопутная дамба (она будет перегораживать не реку, а заливные луга) полудугой уйдет на север и упрется в природную возвышенность в районе старого устюгского кладбища. Правда, решение по окончательному «маршруту» пока не принято. Есть два варианта - в первом случае дамба пройдет в границах города, во втором - возьмет под свою противопаводковую защиту и несколько окрестных деревень. Окончательный вердикт после консультаций со специалистами должны вынести местные власти.
Как рассказали нам работающие в городе проектировщики, высота дамбы составит пять метров. Ее «тело» предполагается построить из земли, скрепив основание и склоны железобетонными плитами. По верху дамбы предложено оборудовать технологический проезд для машин.
По словам представителей администрации Великого Устюга, точной сметной стоимости пока нет, но, видимо, возведение такой дамбы потребует инвестиций в размере 1,2-1,5 миллиарда рублей, поэтому здесь рассчитывают на финансовую поддержку со стороны областных и федеральных властей. Причем подобные надежды небеспочвенны. В конце мая в Федеральном агентстве по туризму состоялась успешная защита инвестиционного проекта «Туристско-рекреационный кластер «Дед Мороз». Он предусматривает не только развитие вотчины сказочного волшебника, но и выделение многомиллионных средств на развитие сопутствующей городской инфраструктуры. Есть предварительная договоренность о софинансировании работ и со стороны Федерального агентства водных ресурсов. 
Кстати, уже несколько лет в Великом Устюге реализуется другой крупный инвестиционный проект по благоустройству набережной Сухоны. Сейчас фактически идет третий этап работ - после того, как удалось одеть в бетон береговые склоны в районе Дымковской слободы и собора Прокопия Праведного, строительство передвинулось в район бывшего речного вокзала. Первоначально планировалось, что набережную здесь обустроят к 1 сентября 2015 года, потом срок завершения работ сместился на конец декабря. Но, скорее всего, в реальности набережную удастся достроить только в следующем году. 

В Красавине потопа не будет
На прошлой неделе в редакцию «Красного Севера» обратились двое жителей великоустюгского города Красавино, поделившихся своими опасениями по поводу состояния гидротехнических сооружений на местных прудах, много лет назад обустроенных в верхнем течении речушки Лапинки для нужд Красавинского льнокомбината.
В своем нижнем течении, рядом с центром города, Лапинка мелководна и маловодна, засушливым летом ее в буквальном смысле вброд переходят куры. Зато пруды на окружающих город склонах, превратившиеся теперь в излюбленное место отдыха красавинцев, таят в себе потенциальную угрозу. Был и прецедент - летом 2006 года верхний и средний пруды оказались полностью заполнены, и, перелившись через верх дамбы, вода хлынула вниз, на городские постройки. Особых разрушений это кратковременное наводнение не принесло, но несколько десятков домов оказались подтопленными. И сейчас некоторые жители города опасаются, что оставшиеся после закрытия льнокомбината якобы бесхозные пруды могут снова обрушить свою воду на небольшой город.
- Эти опасения полностью беспочвенны, - заверил нас руководитель администрации городского поселения Красавино Алексей Ермолин. - Дамба на прудах находится на балансе муниципалитета и обслуживается специалистами. Ее техническому состоянию ничто не угрожает. Кроме того, перед паводком на дамбе выставляются дополнительные посты наблюдения, а уже в этом году там были смонтированы специальные датчики со звуковой сигнализацией. В случае появления предпосылок к какой-то нештатной ситуации и для жителей близлежащих домов, и для специалистов МЧС обязательно сработает система оповещения.
Информацию городского руководителя подтвердили и великоустюгские экологи, добавив, что в последние годы красавинские пруды заилились и обмелели. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: