В родной деревне фронтовика не узнал никто, кроме матери

statics/images/arcticles/062020/17062020x2deea257.jpg
Фронтовик и мирный труженик Николай Михайлович Пугачев.
Началась война, и всех молодых ребят, которые не умели даже оружие в руках держать, взяли на фронт. Хочу рассказать о своем дяде, чтобы помнить. Помнить всех, кто ценою своей жизни защищал Родину от фашистских захватчиков и беспощадно бил врага.
Николай Михайлович Пугачев родился в деревне Саранцыно Междуреченского района. В войну его отправили на передовую под Ленинград на Волховский фронт. Шли ожесточенные сражения, и в одном из боев дядю ранило осколком вражеского снаряда в лицо и правую руку. Его нашли истекающим кровью и без признаков жизни. Матери уже послали похоронку, а он вдруг очнулся и застонал. Лечили дядю очень долго. Когда сняли повязки, дядя попросил у медсестры зеркальце. Увидел себя, и слезы потекли по его лицу. Медсестра успокаивала, говорила: «Главное - ты живой, а раны со временем зарубцуются».
После выписки из госпиталя он приехал в родную деревню, где его не узнавали. Спрашивали: «Чей, солдатик, будешь?» А мама, вся в слезах от радости, только и могла сказать: «Жив, сынок!»
Начался трудовой фронт. Правая рука плохо действовала, но Николай все научился делать левой. Женился на Фаине Михайловне Кочневой. Трудились супруги Пугачевы от темна до темна - в животноводстве, в лесу, на колхозном поле. А потом переехали под Вологду в деревню Рогозкино. Купили маленький домик, который требовал большого ремонта. Наделали пристроек, разработали огород, завели скот и пчел. А трудились они в совхозе «Искра». Позднее дядя работал на птицефабрике «Ермаково». Умер он в 64 года.
Мою маму Анну Михайловну Белову еще молоденькой девчонкой послали рыть окопы на станцию Лодейное Поле. Когда их везли, поезд попал под обстрел. Все разбежались по лесу. Мама возвращалась домой по железной дороге в рваных башмаках, набитых соломой. Люди пускали на ночлег, а потом она шла дальше. Однажды ей свистел с паровоза машинист, а мама не услышала приближения поезда. Потом вдруг обернулась и не помнит, как скатилась под откос. Вся измученная, все-таки дошла до дома. Но ее снова послали рыть окопы, уже под село Молочное в деревню Пыркино. Позднее они вместе с тетей Фаиной Михайловной Пугачевой работали зимой на лесозаготовках, таскали тяжелые бревна, а летом сплавляли лес по реке Сухоне. Однажды мама чуть не утонула: соскользнула с бревна и пошла под воду. Хорошо, что рядом оказался какой-то парень и спас ее.
Всегда будем помнить и тружеников тыла, которые в холод и голод помогали фронту.
Антонина БЕЛОВА-ФЕДОРОВА, Вологда
Читатель - газета Память

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: