Студенты из Вологды отправились на «икорную целину»

statics/images/arcticles/072023/19072023x5bea59d8.jpg
После строжайшего отбора на Дальний Восток взяли лишь самых «заряженных» студентов.
Фото студенческого путинного отряда «Трезубец»
statics/images/arcticles/072023/19072023x82cc1ad5.jpg
Среди камчатских рыб попадались весьма внушительные экземпляры.
statics/images/arcticles/072023/19072023x35d1dbd1.jpg
Красной икры на заводе ребята наелись вдоволь, увезли ее домой вместо сувениров.

«Под крылом самолета - вулканы и сопки. Слева вода и справа вода. Это был шок, новый мир - все волновало, завораживало. И почему-то подумалось: все, здесь нас съедят медведи». Так вспоминают свою первую, прошлогоднюю встречу с Камчаткой участники единственного в области студенческого путинного отряда «Трезубец». На днях многие из них снова отправились на край земли.

«Со стола не ешьте»

«Красная» путина на Камчатке - пора горячая: идет промышленный промысел тихоокеанских лососей. Рыбаки ловят их десятками и сотнями тонн, и весь этот гигантский объем надо быстро переработать. В путину рыбные заводы на полуострове не останавливаются даже ночью, а на помощь местным жителям спешит армия сезонных рабочих. Второй год подряд здесь трудится и совсем еще юный вологодский стройотряд «Трезубец».

К дальневосточной «целине» ребята готовились несколько месяцев, рассказал «КС» командир отряда Петр Акимов. Пять человек решили повторить прошлогодний опыт. 

А еще шестерых - новичков - отобрали из 70 желающих. Учитывалось все: здоровье, мотивация, спортивные и творческие умения кандидатов. В итоге в «Трезубец» попали 11 самых активных и «заряженных» девушек и парней.

Перед отправкой в путешествие они поделились с нашими журналистами своими эмоциями.

- Я знаю, что на «целине» будет очень сложно и морально, и физически: смена часовых поясов, другой климат, тяжелый график работы. Но я уверена - там будут и прекрасные моменты. Я мечтаю пройти этот путь, проверить себя на прочность, стать сильнее, - рассказала Полина.

- В здравом уме и в одиночку я не поехал бы в такую даль. А с таким отрядом - хоть на край света. Впереди нас ждет два невероятных и незабываемых месяца! - предвкушал Илья.

Настроиться на суровую вахту им помогли советы бывалых, уже отработавших на рыбзаводе коллег: «Если вы высокий мужчина со слабой спиной, берите с собой три пачки обезболивающих, чтобы не валяться в слезах на бетоне», «Будьте готовы морально и физически пахать 24/7», «Вместо душа после смены лучше сразу идти в столовую: и поедите, и поспите подольше, а мыться вовсе не обязательно», «Не ешьте икру, которая выпала из рыбы на разделочный стол: она невкусная, когда не соленая».

Яростный стройотряд

А дальше - поезд до Москвы, восемь часов в небе до Петропавловска-Камчатского и еще восемь - на автобусе до села Соболево на берегу Охотского моря. Первым делом на месте ребятам выдали униформу, перчатки, резиновые сапоги - и вперед: в цеха разделки, сортировки, заморозки, а кому повезет - и в «икорку».

- Представьте: перед вами длинный конвейер, за ним - огромные бункеры для разных видов рыб, а на нем - бесконечный (от 600 килограммов до 120 тонн) и довольно быстрый поток разномастных рыбин и рыбешек, медуз, мусора и других даров моря, - делятся студенты-сортировщики. - Ленту останавливать нельзя, поэтому надо мгновенно собраться, сориентироваться и разбросать все по бункерам: нерку, кету, горбушу, камбалу, гольца, кунджу, навагу, минтай. Нужна невероятная скорость и сноровка, чтобы мгновенно боковым зрением различать рыбу по чешуе, окраске брюшка и хвоста: рассматривать каждую - просто нет времени. Сначала голова гудит от количества новой информации, руки болят и не слушаются, глаза заливает пот, мышцы немеют - в конце смены с трудом поднимаешь даже самую легкую рыбешку.

В «разделке» - тоже работа не сахар: отрезать рыбе головы лазерным ножом, убирать внутренности, отделять икру и молоку. 

О темпах говорит и тот факт, что на чистку одной рыбины «ложкой» (шланга с напором воды) по ГОСТу дается две секунды. В «заморозке» улов раскладывается по сортам на противни по 10 - 15 кило, а дальше за дело берутся крепкие парни-«шкафисты». Их задача - грузить противни в большой морозильный шкаф объемом 2,5 тонны. После седьмой-восьмой тонны спина отказывает, делятся ребята. Но медлить нельзя: если один человек отстанет, то остановится весь завод. Так чуть не случилось у первого состава «Трезубца», когда на конвейер внезапно пришла партия живой рыбы: девочки плакали от жалости и расстройства. А однажды на завод забрел медведь: хозяин тайги вальяжно гулял меж цехов, пока его не прогнали собаки.

Счастливчики попадают в икорный цех. Там деликатес отделяют от кожицы, очищают, обрабатывают и упаковывают в большие ведра.

- Моя задача была раскрывать ястыки (рыбные мешочки с икрой) и класть их на конвейер к сепаратору, - вспоминает нынешний командир отряда Петр Акимов. - Казалось бы, все просто, но нет: первую неделю мы только учились быстро и правильно резать оболочку, чтобы не повредить драгоценный продукт. Без казусов не обошлось. Как-то раз при погрузке ведро упало и разбилось: 25 кило красного золота растеклось по полу, а ущерб предприятию составил 120 тысяч рублей. Но хуже всего были замывки. «Икорка» - царство чистоты и блеска, поэтому мы регулярно и фанатично, часами, драили с моющим средством весь цех, чтобы ни на ленте, ни на барабане, ни на полу не осталось ни одной икринки. Кстати, хлеб с икрой нам приносили на перекус прямо на сменах, часто икру давали на завтрак и обед.

В заводской столовой кормят хорошо, в том числе свежайшей красной рыбой, делятся ребята. Чего им не хватает, так это сладостей, овощей и фруктов. При желании все это можно купить в магазине, правда, камчатские цены кусаются. Например, литр молока стоит там минимум 130 рублей.

- Как-то в поселке мы приобрели кило пряников за 700 рэ. Это были самые вкусные пряники в моей жизни, - смеется Петр Акимов.

В прощальную ночь никто не спал

Восемь часов - работа, восемь - отдых, но спать будет некогда, заранее предупредил бойцов комиссар. И не зря. Свободного времени у отрядов практически нет: на досуге они ездят на термальные источники, убирают мусор на морском побережье и, конечно, соревнуются в различных конкурсах - творческих, спортивных, интеллектуальных. Часть реквизита ребята привозят с собой, еще часть - мастерят из подручных средств в тесных комнатках общежития с двухъярусными кроватями впритык. А в качестве награды лучший отряд получает знамя проекта.

Кстати, в прошлом году знамя выиграл вологодский «Трезубец». «Это он, это он - 35-й регион!» - скандировали на сцене счастливые победители. А расставаясь, бойцы стройотрядов плакали. 

В прощальную ночь никто не спал: все пели песни под гитару, обменивались значками, смельчаки купались в Охотском море, где в июле вода прогревается до шести градусов тепла, а в костер летела пропахшая рыбой одежда.

За полтора месяца вологжане заработали на десятерых миллион рублей. Большинство - потратили эти деньги на путешествия. Кто-то съездил в Санкт-Петербург, кто-то - в Ярославль, а кто-то остался еще погулять по Камчатке.

Стройотряд

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: