Шекснинскому маслозаводу - 90 лет!

statics/images/arcticles/112022/23112022x104f2149.jpg
В кооперативе работает дружный слаженный коллектив.
Фото предоставлено Шекснинским маслозаводом
statics/images/arcticles/112022/23112022x6da1c15d.jpg
Зинаида Сарапунина.
Фото предоставлено журналом «Русский Север»
statics/images/arcticles/112022/23112022x0a619234.jpg
Коллектив лаборатории ежедневно тестирует качество продуктов.
statics/images/arcticles/112022/23112022x66efb6dd.jpg
Чуровский цех выпускает не только творог, но и нежнейший мягкий сыр.
statics/images/arcticles/112022/23112022x181d519a.jpg
Водители каждый день развозят вкусную «молочку» по городам и районам области.

От избы с ручной маслобойкой и тарантаса до современного высокоразвитого предприятия с импортным оборудованием и собственным передвижным магазином - такой путь прошел ПК «Шекснинский маслозавод», которому в конце ноября исполняется 90 лет. Последние 35 его бессменно возглавляет председатель Зинаида Сарапунина, которую уже прозвали человеком-легендой. Про родной завод она говорит коротко: «Это моя жизнь».

Никакой химии 

В кабинете Зинаиды Сергеевны - два огромных монитора. И на них как на ладони видно все производство: и шекснинская площадка (в райцентре), и чуровская (в одноименном селе, что в 11 километрах). От проходной до цехов работа кипит, картинка меняется в режиме реального времени. И Сарапуниной совсем не скучно смотреть этот бесконечный «сериал». Между делом она отмечает каждую деталь: вот грузчикам тяжело (надо как-то снизить им физическую нагрузку), вот расстановка сил хромает (подкорректировать график), а вот проводится санобработка (видно, с кого спросить, если что). Ну а при виде нарушений председатель тут же берется за телефон.

- На посту руководителя я застала три эпохи: советскую плановую экономику, перестройку и экономику рыночную. Могу заявить ответственно: легко и просто не было никогда, - вспоминает Зинаида Сергеевна. - В рынок мы вошли в «дырявой лодке» и начинали практически с нуля. Многие в нас не верили, предрекая заводу скорый развал, но даже в самые сложные времена мы уверенно шли вперед - по шажочку, по ступеньке карабкались вверх, не замахиваясь на грандиозные суперпроекты. И сегодня мы рады признать: у нас все получилось.

Об эффективности работы предприятия говорят и сухие цифры: в экономически сложном 2022 году Шекснинский маслозавод закупает в день до 80 тонн молока (10 лет назад показатель был 43 тонны). Только в текущем году собственные инвестиции в основной капитал приближаются к 76 миллионам (рост за 10 лет - почти в три раза), а сумма уплаченных налогов - к 60 миллионам рублей. 

Сейчас за сутки предприятие производит 60 тонн готовой продукции, пользующейся повседневным спросом, - от питьевого молока и простокваши до сливок, сметаны, «Снежка», йогуртов, мягкого сыра и творога. Особая гордость завода - три вида сливочного масла: «Традиционное», «Крестьянское», «Бутербродное». Все продукты экологически чистые, никакой химии. Загустителей, улучшителей вкуса, консервантов и прочих добавок шекснинцы не признают от слова «совсем». А на вопрос о пальмовом масле удивляются: мы его и в глаза не видели! Натуральность продукта подтверждают и сроки годности: шекснинская «молочка» «живет» семь суток (кроме масла), а это, согласитесь, хороший знак. 

- Мы всегда ориентировались на качество, йогуртам со сроком хранения по полгода не доверяли, за сроками не гнались: а зачем?! Каждый день возим продукцию в магазины: заявляйте, сколько надо, получайте все свеженькое, торгуйте, - рассказывает Зинаида Сарапунина. - Сами мы, конечно же, едим свою «молочку» (за нее нам никогда еще не приходилось краснеть), но иногда, чтобы сравнить и оценить, покупаем и продукцию коллег. Недавно на районном смотре-конкурсе пробовали чужие образцы - мнения разделились. 

Запас карман не тянет

Даже в нелегком 2022 году Шекснинский маслозавод не жаловался на трудности. Благодаря запасу прочности он играючи пережил санкции: проблем не было ни с упаковкой, ни с маркировкой. 

- Когда на каждую упаковку производителей обязали наносить Data Matrix (это уникальный код, где зашифрована информация о товаре), мы денег не пожалели - предусмотрели сразу два варианта: маркировать в типографии или самим (для этого даже купили специальные принтеры), - рассказывает Зинаида Сергеевна. - Сбои начались у тех, кто сэкономил: ждал, тянул, надеялся, что маркировку отменят. Мы же, привыкшие жить с запасами, в прошлом году вошли в систему «Честный знак» основательно, хотя и непросто.

Выручил и солидный запас упаковки: когда в марте из-за санкций многие предприятия ощутили дефицит того же тетрапака, на шекснинцев обрушился шквал заявок - и от аграриев (возьмите молоко!), и от торговых сетей (нужна продукция!). Завод, конечно, откликнулся, делал все что мог: брал внеплановое сырье (закупки выросли на 10 процентов), перерабатывал, направляя товар в торговые точки. Позднее, когда проблема в отрасли решилась, заявок меньше не стало. Представители торговли говорят: за это время покупатели привыкли к шекснинской «молочке» и сейчас ее спрашивают без всякой рекламы. 

Сегодня больше всего востребовано пить­е­­вое молоко, спрос растет постоянно. Этот продукт, как и «кисломолочку», шекснинцы направляют в основном на региональный рынок (свыше 80 процентов всей продукции). Остальную часть забирают Мурманская и Архангельская области, Коми, Ярославль, Питер и Москва. При этом маслозавод, как правило, обходится без сетевиков, навязывающих свои невыгодные схемы сотрудничества. 

- Мы дорожим местным рынком, а вот в федеральные торговые сети, хоть они нас и «обрабатывают», не рвемся, не напрашиваемся и крайне редко заключаем с ними договоры - разве что на наших условиях (денежки вперед, а не через 21 день). Мы привыкли играть по своим правилам: к счастью, можем себе это позволить, - говорит Зинаида Сарапунина.

Плюс модернизация производства

Чего шекснинцы не могут себе позволить, так это стоять на месте: маслозавод постоянно что-то обновляет, модернизирует, строит, меняет. Вот и нынешней весной, уже в условиях санкций, маслоделы приобрели новенький итальянский автомат для фасовки молока в картонную коробку - ждали, крестились, не знали, доедет ли через Польшу. Доехал. Но заплатить за него пришлось по самому высокому курсу евро.

- Финансы позволяют нам развиваться. За все годы мы не брали на развитие ни рубля господдержки. И никаких льготных кредитов - на все заработали сами. В 1996 году, когда рынок только начинался, нам пророчили, что скоро нас не будет. Мы тогда были сырьевой базой: собирали по хозяйствам молоко и возили на молкомбинаты в Вологду, Череповец, Грязовец. Долги, расчеты - все было очень сложно. Помню, нас собрал один руководитель: начните сами переработку, чего вы ждете? 

И мы начали: стали закупать оборудование - в основном б/у. Как пошутил один из чиновников, Шексна разливала сметану чуть ли не поварешкой. Да, поначалу так и было.

Зато сейчас на маслозаводе - самое современное оборудование (как производственное, так и вспомогательное), а в автопарке появился даже собственный передвижной магазин. Спецмашина, оборудованная холодильными камерами, круглый год колесит по городам и весям: ездит на сельхозярмарки, знакомит жителей глубинки с шекснинской продукцией. За вкусным товаром с минимальной наценкой выстраиваются очереди. Этим летом, когда продавец и водитель ушли в отпуск, на завод обрушился шквал звонков. Обращения поступают даже из Питера и Москвы: дачники, распробовав летом шекснинское молочко, сметану и масло, потом спрашивают: где все это можно купить в столицах?

Слагаемые успеха

Первый и главный секрет успеха - это стабильная обеспеченность сырьем, говорят шекснинские маслоделы. Большую часть молока (порядка 60 процентов) они берут у давних проверенных и надежных партнеров. В их числе - АО «Шексна», СПК колхоз «Нива», Колхоз имени Суворова (Шекснинский район), череповецкая «Русь», белозерский «Рассвет». С годами хозяйства наращивают объемы и качество: в этом году 98% молока поступает на завод первым сортом.

- Аграриев мы поддерживаем: за сырье всегда платим авансом, вперед, о задолженности и речи нет, - делится Зинаида Сергеевна. - Цену тоже стараемся держать такую, чтобы наши поставщики не поглядывали на сторону. В свое время, на заре становления маслозавода, эти хозяйства в нас поверили, поддержали - за это мы им очень благодарны. Сейчас у нас полное взаимопонимание - работе ничто не мешает. А если и возникают разногласия, то мы решаем их мирным путем. 

Статус завода тоже сыграл свою роль. Когда в 1992 году предприятие акционировались, дельцы приезжали за акциями - пытались скупить. Но шекснинцы не растерялись: в 2003-м вместо ОАО создали производственный кооператив, где все решает общее собрание (к примеру, решение о ликвидации члены ПК должны принять единогласно). С тех пор организационно-правовая форма не менялась, а скупщики акций пропали - завод живет спокойно уже 20 лет при одних и тех же хозяевах. 

За свое предприятие маслоделы всегда стоят горой. Так было и в лихие 90-е, когда Чуровский цех пытались закрыть. Власти давили: производство свернуть, коллектив сократить. Но шекснинцы пошли наперекор и не пожалели об этом.

- Нам было жалко Чуровский цех и 12 его работников, поэтому в 1999 году (эту дату можно считать вторым рождением цеха) мы приняли решение переориентировать производство на выпуск единственной продукции - творога, - вспоминает Зинаида Сарапунина. - Сейчас в Чуровском перерабатывается в сутки до 26 тонн молока. Там 23 сотрудника, новейшая техника и высококачественный творог. Более того, в 2015-м цех возродил свое давнее направление - выпуск нежнейшего мягкого сыра.

Верность традициям - это еще одна «фишка» Шекснинского завода. Еще в 30-е годы прошлого века, пользуясь бричками и паровыми машинами, он снабжал население маслом, брынзой, сливками, сгущенкой. В войну молочная продукция направлялась на фронт, в госпитали и детдома. Позднее знаменитое «Вологодское масло» бочатами возили в столицу. Кстати, в 1968 году на Всесоюзном смотре-конкурсе ВДНХ шекснинское масло этой марки было признано лучшим в Советском Союзе. В центральной прессе тогда написали: «Масло лучшее по вкусу, аромату, не крошится, не слоится».

Как сыр в масле

Своими работниками завод тоже гордится: сейчас там трудится около 140 человек. Коллектив стабильный, текучки кадров нет, а если кто-то и уходит, то только на пенсию или в связи с женитьбой. Изредка сотрудники уезжают в города, но в последнее время все чаще горожане стали возвращаться. Недавно вот на предприя­тие взяли специалиста из Череповца - каждый день ездит в Шексну на работу. Операторами трудятся еще три бывших металлурга. С кадрами проблем нет и никогда не было, говорят маслоделы. У них на заводе - полный комплект, а желающие трудоустроиться стоят в очередь.

- У нас на производстве - 82 мужчины (в основном молодых), с современным оборудованием им работать интересно. Да и другие сотрудники не жалуются: все дорожат рабочим местом, трудятся на совесть, - делится Зинаида Сергеевна. - Условия труда у нас хорошие, зарплата достойная, в этом году средняя по заводу - 76 тысяч рублей (это выше среднерайонной и даже среднеобластной). Ни бартера, ни задержек с выплатами у нас не было ни разу даже в самые трудные времена. Напротив, в конце года мы делим заработанную прибыль согласно трудовому вкладу каждого (так решили члены кооператива) - что-то вроде 13-й зарплаты. И, кстати, все проблемы обсуждаем тоже сообща - трудовых споров у нас не бывало. А вот династии есть, и немало: Цветковы, Сафроновы, Рынцевы, Леушевы, Никуличевы-Тороповы, Демидовы, Олешовы. 

Заботу люди чувствуют ежедневно - с узелками на завод никто не ходит. Вопрос питания здесь решен: с 8 утра для работников начинается завтрак (молочная кашка, салатики), с 11 часов - обед, а в 15 все спешат на полдник. Гости удивляются: да у вас тут как в санатории (ну или в детском саду). Плюс ко всему можно есть свою продукцию. 

Не забыты и ветераны производства - сейчас их 44. Дважды в год завод выплачивает им вознаграждение (отработавшие более 30 лет получают более 20 тысяч рублей), к юбилею вручают подарок (конверт с деньгами), а к праздникам (к Пасхе, Дню пожилого человека и так далее) - молочную продукцию.

Кроме того, предприятие занимается благотворительностью, но не любит афишировать добрые дела. Если попросит, к примеру, детсад купить новый линолеум, построить прогулочную веранду, заменить светильники - пожалуйста, без проблем. Поддержку чувствуют и местные храмы, школы, сельхозтоваропроизводители. 

Этой осенью с предприятия были призваны на спецоперацию трое молодых специалистов. Мобилизованных парней провожали, как родных: помогли с экипировкой (завод выделил нужные средства), переживали за них, созванивались и даже четыре раза навестили в учебке. С воинами и сейчас поддерживается связь, коллеги держат кулачки, чтобы ребята вернулись домой целыми и невредимыми.

- Коллектив у нас, каких поискать: дружный, слаженный, сплоченный и при этом ответственный - все болеют душой за дело, - признается председатель. 

Незаменимые люди есть

Родному Шекснинскому маслозаводу Зинаида Сергеевна отдала почти полвека. Еще в 1973 году, будучи студенткой Вологодского молочного института, она проходила здесь производственную практику. Смышленую девчонку заметили и после учебы позвали работать помощником мастера в Чуровское. А в 1987-м, оценив ее организаторский талант, коллектив избрал Сарапунину директором головного предприятия.

- Помню, на том собрании присутствовали 48 человек: двое воздержались, остальные высказались за мою кандидатуру. Райком был против меня, беспартийной, но коллектив настоял на своем, - вспоминает руководитель. - Тогда я два дня плакала в кабинете: мало что понимала в экономике, думала, ладно, четыре года поруковожу. А потом все закрутилось - и вот результат.

Молодому директору мало не показалось: с утра в охапку дочь - и на работу. Маленькая Надюшка росла, как «сын полка», пока ее мама поднимала производство (приватизация, реорганизация и прочие сложности-перипетии). Помогла крестьянская закалка (Зинаида была третьей среди восьми братьев и сестер) и пример отца-фронтовика, который дошел до Варшавы и Берлина, а в мирное время трудился в колхозе: был бригадиром, прорабом, председателем.

Сарапунина-младшая давно уже выросла: вместе с мужем Надежда работает на маслозаводе. А у Сарапуниной-старшей в марте 2023 года истекает очередной (уже восьмой по счету) председательский срок. Она мечтает заняться внуками, которых у бабушки двое: Артем (ему четыре годика) и Алиса (11 лет). Что будет, если коллектив опять ее переизберет, Зинаида Сергеевна старается не думать. Пока у нее другие заботы: продолжить развитие производства, а в конце ноября достойно отметить 90-летие маслозавода.

Преемственность поколений - это про нас: многие работники трудятся на заводе больше 10 лет. Они переняли опыт у наставников, стали профессионалами, обзавелись семьями и детьми, словом, пустили корни. И теперь они готовы передавать мастерство новичкам.

Зинаида Сарапунина,
председатель ПК «Шекснинский маслозавод»

- В жизни всякое бывало, но я не жалуюсь: мне есть что вспомнить и есть чем гордиться. Вот и юбилей встречаем с уверенностью в завтрашнем дне (иначе не стоит и жить!). Мы верим: все у нас получится, все будет хорошо. Сырье и материалы есть, коллектив сильный, запас прочности создан. А без этого нельзя: ведь если споткнемся мы, споткнутся и наши аграрии. Мы каждый день должны принять у них молоко, иначе случится коллапс. Вот почему, даже если камни с неба посыплются, будем работать: и в Новый год, и на 8 Марта, и в Пасху. И будем, как и прежде, идти только вперед.

Сотрудники маслозавода говорят: Зинаида Сергеевна - человек скромный, но все здесь держалось и держится на ее характере, о котором ходят легенды. Никто другой не смог бы создать такую махину - современное модернизированное предприятие - на маленьком клочке земли в центре поселка. Это с виду председатель - «железная леди», на самом деле она очень душевная женщина: добрейшая, умнейшая, справедливая. Весь коллектив желает Зинаиде Сергеевне крепкого здоровья и просит еще долго-долго руководить кооперативом! 

На правах рекламы ПК «Шекснинский маслозавод»

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: