Сэкономив на сервисе и удобствах, торговый центр потерял клиентов

statics/images/arcticles/112017/01112017x62af3804.jpg
Как показывает практика, торговые центры, которые заботятся о клиентах, не чувствуют оттока покупателей.
Фото Валентины Певцовой
Жители Вашкинского района за покупками ездят в Череповец, в большой торговый центр, где можно приобрести сразу все необходимое: и продукты, и одежду, и предметы домашнего обихода. Шопинг у них занимает практически весь день, и к услугам покупателей - кафе, фастфуд, игровой центр, туалетные комнаты. В минувшие выходные их ждал неприятный сюрприз - туалеты стали платными.

Престиж важнее?

- Чтобы нашей семье с тремя детьми хотя бы раз воспользоваться услугами платного туалета, придется выложить 150 рублей. Понятно, что с нашими малышами одним разом дело не ограничится, - жалуется многодетная мама Вероника Герасимова. 
Она считает, что права покупателей, которые и без того оставляют в гипермаркете кучу денег, нарушены. К тому же на его территории есть кафе, которое обязано предоставить возможность клиентам хотя бы бесплатно помыть руки. 
Чтобы разобраться в проблеме, мы отправились в один из вологодских гипермаркетов на Окружном шоссе. Туалеты здесь расположены в конце длинного коридора вне торговой зоны. Чистые, ухоженные и совершенно бесплатные.
- Мы заинтересованы в том, чтобы наши потенциальные покупатели как можно больше времени провели в торговом центре, следовательно, и больше купили, поэтому вход сюда им не ограничиваем, - рассказывает администратор. - Обеспечение в них чистоты и порядка возложено на сотрудников клининговой компании, с которой заключен договор. Конечно, для нашего торгового предприятия это лишние расходы, но нам важен прес­тиж магазина.
- За уборку туалета мы платим семь тысяч рублей, - подсчитал администратор. - Человеку туалет требуется в среднем один раз в час. Торговый центр открыт с девяти до 21 часа, поэтому нужны две уборщицы. Таким образом, затраты на содержание санузлов - в среднем около 30 тысяч в месяц плюс зарплата уборщиц. 
Из пяти торговых центров, обследованных нами в Вологде, лишь в одном услуги туалета оказались платными - 25 рублей за одно посещение. Прием денег удостоверяется выдачей кассового чека. На территории магазина также есть кафе. 
- Нарушений прав потребителей в установлении платы за посещение туалета нет, - считают специалисты общества по защите прав потребителей. - Да, туалет в большом торговом центре должен быть. Этого требуют санитарные нормы и правила, обязывающие стационарные организации торговли площадью более 1000 квадратных метров оборудовать туалетами для посетителей, причем они должны быть раздельными - для персонала и посетителей. Отсутствие таких заведений может грозить владельцам торговых организаций большими неприятностями. Бесплатный туалет - вопрос престижа предприятия. Право устанавливать плату или делать посещение бесплатным - в компетенции торгового центра.
В практике общественных правозащитников был один процесс, когда посетителя, справившего нужду в помещении торговых рядов, оштрафовали за нарушение общественного порядка, но он сумел предоставить справку о какой-то редкой болезни. Судились долго, с привлечением экспертов. В итоге работников центра обязали иметь туалет и предоставлять его по первому требованию, но в плате не ограничили. 

С точки зрения закона 

Платный туалет - тоже вид предпринимательской деятельности, и здесь возможны варианты: либо ТЦ сдает в аренду туалет, и отдельный человек занимается предпринимательской деятельностью, либо торговый центр и сам может оказывать услуги подобного рода.
Что касается заведений общественного питания, то они могут быть разных типов. 
Если это самостоятельное заведение под общим названием, имеющее отдельный вход, огорожено от других отделов, то в них в обязательном порядке должен быть бесплатный туалет. Так что платный туалет в одном из ТЦ Вологды законен, но только не для посетителей кафе…
А если это просто точка общепита в центре торгового зала или ряд закусочных - тогда он может не иметь своего санузла. 
Гост Р 50762-2007 «Общественное питание. Классификация предприятий» устанавливает: все посетители учреждений общественного питания, в том числе потенциальные, вправе бесплатно пользоваться туалетами.
На некоторых предприятиях общественного питания в туалеты пускают только по предъявлению чека, объясняя это необходимостью отсечь поток посетителей, которые идут сюда с улицы. Законно ли это? 
Есть пример, когда Роспотребнадзор возбудил дело против владельца кафе, установившего в заведении кодовые замки, шифр от которых печатается в кассовом чеке, и таким образом воспользоваться санузлом посетителям можно было, лишь совершив покупку. Это вынуждало их оставлять на столике купленную пищу. В Роспотребнадзоре расценили такой порядок как нарушение - навязывание дополнительных платных сервисов. Не оплатив одну услугу, потребитель не может воспользоваться другой. В этом случае потребителем считается не только лицо, которое приобрело услугу в кафе, но и которое только намеревалось это сделать. 
По совету правозащитников Герасимовы отразили свое недовольство нововведением в гипермаркете в книге отзывов и предложений. Получили ответ: руководство торгового центра приносит им извинения за причиненные неудобства, объясняя свое решение о введении платной услуги экономическом кризисом - содержание туалетов стало слишком затратным для предприятия, а вложить убытки в стоимость товаров нецелесообразно - это отрицательно скажется на объеме продаж. 
И тогда многодетная семья приняла для себя простое решение, избрав местом для еженедельного шопинга другой торговый центр, где туалеты бесплатные. И ничуть об этом не пожалела.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: