Раскрыт «продуктовый» сговор поставщиков

statics/images/arcticles/112017/01112017xb841c824.jpg
Поставщики договорились уступать не более 0,5-1% от первоначальной цены, в итоге учреждения социальной сферы получали дорогое продовольствие.
Фото с сайта veteran-kolomna.ru
Впервые на Вологодчине несколько индивидуальных предпринимателей и руководителей продовольственных предприятий уличены в сговоре при закупках продуктов питания для госучреждений области. Участниками картеля заинтересовались правоохранительные органы.

Что-то идет не так…

Сговор поставщиков при закупках выявили сотрудники комитета государственного заказа Вологодской области. Напомним, именно этот орган уполномочен проводить различные электронные аукционы и конкурсы, в том числе на поставку продуктов питания для учреждений образования, здравоохранения, социальной сферы. Это детские дома, школы-интернаты, колледжи, техникумы, больницы, дома для престарелых и интернаты для ветеранов труда. Торги по закупке различных групп продовольственных товаров проводятся раз в квартал. Принять в них участие может любой желающий. Наиболее распространенный вид торгов - электронный аукцион.
Здесь надо пояснить, что перед проведением торгов по выбору поставщика обязательно проводится так называемая закупка, когда все желающие подают заявки на участие в торгах, тем самым как бы выражая свою готовность участвовать в аукционе, торговаться, снижать цену, при этом вносится определенный залог, то есть процедура достаточно трудоемкая и длительная. Но начиная с 2008 года сотрудники комитета государственного заказа Вологодской области стали замечать, что при проведении торгов что-то проходит не так.
- Мы неоднократно обращались в Федеральную антимонопольную службу с заявлениями, в которых излагали все свои подозрения, но нам отказывали из-за отсутствия доказательств. А у комитета, как у уполномоченного органа, было недостаточно рычагов для воздействия на участников рынка, недобросовестно участвующих в закупках, - пояснила начальник отдела размещения госзаказов в социальной сфере комитета госзаказа Вологодской области Анна Гудина.
В последнее время эти подозрения только усилились: порой о своем участии в аукционе заявляли порядка двух десятков ИП и организаций, а на торги выходили только один-два из них. Но куда же исчезали остальные участники аукциона? Все это наводило на определенные мысли.
Как рассказала Анна Гудина, в декабре 2016 года, когда стало ясно, что между участниками системы закупок продуктов питания, скорее всего, имеет место сговор, комитет госзаказа Вологодской области обратился с заявлением в региональное управление ФАС с просьбой принять к «договорщикам» предусмотренные законом меры. «Антимонопольщики» провели проверку изложенных фактов. К ней по их просьбе подключились сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД области. 

Договорились

Комиссия УФАС проанализировала состав участников ряда закупочных процедур и сделала вывод об определенной договоренности среди поставщиков продуктов. Так, например, в электронном аукционе на поставку говяжьей печени в третьем квартале 2016 года заявки подали семь участников, но на торги вышел только один из них. Начальную закупочную цену товара он снизил всего на 0,5%. 13 участников заявились в электронном аукционе на поставку замороженной говядины, 11 из них на торгах не сделали никаких ценовых предложений, а один участник снизил цену лишь на 1%.
Примерно такая же картина наблюдалась и во всех остальных рассмотренных случаях - а были проанализированы порядка 10 процедур госзакупок: практически всегда торги оказывались бесконкурентной средой, где в отсутствии соперников участник торгов для видимости снижал цену на минимальную величину. Сотрудники комитета госзаказа убеждены, что в картель - так называемый союз участников рынка, объединенных между собой антиконкурентным соглашением, - входили более 20 предприятий и индивидуальных предпринимателей из Вологды, Череповца и Рыбинска, которые договаривались между собой, кто будет участвовать в торгах, а остальные получали определенное вознаграждение за неучастие. Каждый раз участник торгов менялся.
По словам Анны Гудиной, такая схема приводила к стабилизации цен, когда поставщики, пользуясь договорной монополией, получали заказ по начальной максимальной цене контракта, что не приводило к экономии бюджетных средств, а следовательно, было невыгодно для закупочной системы области.

Участники сговора, не утрачивая производственной и юридической независимости, создают видимость самостоятельного поведения на рынке государственных закупок, что негативно сказывается на экономике региона. Искусственно созданные барьеры для входа на рынок государственных закупок приводят к получению односторонних преимуществ участниками сговора, устранению конкурентов и недопущению на рынок новых игроков - местных товаропроизводителей.

Александр Торопов, 
председатель комитета госзаказа Вологодской области
По заявлению комитета госзаказа ФАС проверила на предмет нарушений законодательства о защите конкуренции всех заподозренных в сговоре участников рынка. И признала нарушившими законодательство только трех поставщиков товаров - на остальных предполагаемых участников картеля пока не хватило доказательств, но работа в этом направлении продолжается. К слову, все уличенные в нарушении закона поставщики на рынке более десятка лет, и все они постоянно участвуют в госзакупках.
Нарушители будут подвергнуты УФАС административному наказанию. Как правило, это штраф от 20 до 500 тысяч рублей, в зависимости от обстоятельств. Но может быть принято и решение о дисквалификации поставщиков - тогда они больше не смогут участвовать в госзакупках.
Кроме того, уличенные в картельном сговоре могут стать фигурантами уголовного дела: сейчас материалы по ним переданы в УЭБиПК УМВД области. По словам председателя комитета госзаказа Александра Торопова, сотрудники полиции увидели в этой истории «очень серьезную уголовную перспективу».
Каждый из трех нарушителей не признает своей вины и отрицает участие в картеле.
Махинации

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: