Премьера в ТЮЗе - все стулья целы

statics/images/arcticles/032018/28032018x271a200e.jpg
Декорации, выполненные питерским художником Кириллом Пискуновым, позволяют героям легко перемещаться из одного сценического пространства в другое.
Фото Светланы Гришиной. Предоставлено cultinfo.ru
statics/images/arcticles/032018/28032018xd7f65f81.jpg
Занавес спектакля сделан из плакатов 20-х годов прошлого века и точно отражает дух времени.
statics/images/arcticles/032018/28032018x23b0f062.jpg
Дворник Тихон (артист Игорь Рудинский) принимает гостя.
statics/images/arcticles/032018/28032018xe7b91326.jpg
Остап Бендер (Денис Долбышев) и Ипполит Воробьянинов (Александр Лобанцев) в гостях у Елены Станиславовны (Виктория Парфеньева) провозгласили о создании «Союза меча и орала».
statics/images/arcticles/032018/28032018xbf20f543.jpg
С каждым выпотрошенным стулом надежды героев на богатство тают.
В репертуаре Вологодского театра юного зрителя появился еще один спектакль - «Двенадцать стульев». Премьера увлекательного действа, обозначенного в программках как комедия-фельетон в двух частях, прошла в Вологде при аншлаге 23 марта. 
Знаменитое произведение о поисках Остапом Бендером и Ипполитом Воробьяниновым сокровищ, спрятанных в стуле, поставил в нашем ТЮЗе режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга Евгений Зимин. 
- Так уж получилось, что в мои руки случайно попало бессмертное комедийное произведение Ильфа и Петрова в инсценировке екатеринбургского сценариста Николая Коляды. «Двенадцать стульев» не потеряли своей актуальности и в наши дни, особенно для молодежной аудитории. Мою идею поддержал художественный руководитель Вологодского ТЮЗа, народный артист России Борис Гранатов, с которым я знаком по совместной работе в Лаборатории режиссеров театров для детей. Плюс ко всему выяснилось, что Вологодский театр для детей и молодежи за все годы своего существования никогда не радовал публику постановками об Осе и Кисе. А новое всегда интересно, - рассказал журналистам перед премьерой Евгений Зимин. 
В конце 2017 года Евгений Юрьевич специально приезжал в Вологду, чтобы понаблюдать за игрой артистов нашего театра и определиться, кто из них может сыграть ту или иную роль. Непосредственно сами репетиции начались сразу же после новогодних представлений.
Инсценировка литературного произведения - вещь довольно сложная. При всем желании нельзя вместить весь роман в два отделения. В целом ход повествования Ильфа и Петрова режиссеру удалось сохранить и даже удачно добавить в казалось бы изученный-переученный сюжет что-то новое.
Хотя стоит отметить, что от происходящего на сцене не все пришли в восторг. Небольшая часть зрителей покинула театр в антракте. Один из уходящих так прокомментировал свой поступок: «У меня в голове изначально заложена много раз пересмотренная и расхваченная на цитаты одноименная телевизионная постановка Марка Захарова с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым. И сравнение, увы, не в нашу пользу». 
Действительно, Остап Бендер в премьерном спектакле в исполнении Дениса Долбышева и Киса Воробьянинов от Игоря Рудинского во многом уступают киношным героям. Кстати, роль Ипполита Матве­евича Рудинский играет по очереди с Александром Лобанцевым. 
Главным героем спектакля, в отличие от художественного фильма, видится не познавший многое в своей 27-летней жизни, не видящий никаких препятствий на своем пути Остап Бендер, а вечно затюканный и всего боящийся Ипполит Матвеевич. По ходу развития сюжета мы наблюдаем, как под воздействием перевернувшегося с ног на голову мира и желания наверстать упущенное за счет тещиных сокровищ из интеллигентного человека старой закалки, все еще остающегося в душе предводителем уездного дворянства, получается вор, а в конечном счете - убийца. Былые принципы и остатки совести Воробьянинова уходят с каждым выпотрошенным стулом.
С каждой сценой зрителю все меньше хочется смеяться над недотепой, жалеть его. Беда Воробьянинова в том, что он пытается догнать свое навсегда ушедшее прошлое и реализовать его в настоящем, в котором уже нет места таким как Ипполит Матвеевич. В этом и есть главное отличие версии «Двенадцати стульев» Евгения Зимина от одноименных комедийных фильмов. Может быть, поэтому три с половиной часа театрального действа пролетают как одно мгновение.
Не будем раскрывать все секреты постановки. Отметим шикарные трехэтажные декорации от питерского художника Кирилла Пискунова, которые в зависимости от поворота сцены идеально перевоплощаются в Дом народов с редакциями многочисленных газет, общежитие имени Бертольда Шварца, курортный променад Пятигорска и даже в клуб, построенный на деньги тещи Воробьянинова.
К сильным сторонам спектакля нужно отнести музыку, написанную композитором Василием Тонковидовым, живое звучание инструментов и голосов, а также хореографию. Особенно ярко все это проявилось в сценах посещения компаньонами старгородской богадельни старушек, свадьбы Остапа и мадам Грицацуевой, посещения Кисой и Лизой нэпмановского ресторана, где блистают «хорошо известная в Марьиной роще» Варвара Ивановна Годлевская (актриса Екатерина Чаукина) и джаз-бэнд «Альпухары» (Анастасия Латкина, Василий Лимонов, Тимур Миргалимов и Александр Чупин).
Ни один из стульев, специально изготовленных для премьерного показа, по-настоящему не пострадал от рук вологодских Ипполита Воробьянинова и Остапа Бендера. А значит, комедию-фельетон «Двенадцать стульев» ждет в ТЮЗе большое будущее. Кстати, до мая все билеты на спектакль уже проданы.
Премьера Театр

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: