Повлияет ли на цену топлива ситуация на Нижегородском НПЗ?
Январская авария на принадлежащем «ЛУКОЙЛу» Нижегородском НПЗ - одном из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий страны - не привела к перебоям с поставками топлива в регион. Но, как отмечают участники отрасли, подхлестнула рост оптовых цен, что уже в феврале может привести и к подорожанию бензина на АЗС.
Дефицита нет
В середине января стало известно об инциденте на технологической установке ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». В 2022 году через это предприятие прошло порядка 15 миллионов тонн нефти - это 5% от общего объема переработки в России за год. Поэтому остановка одной из двух установок НПЗ закономерно привела к сокращению производства топлива.
По информации из открытых источников, из строя вышло иностранное компрессорное оборудование, поставки комплектующих к которому сейчас осложнены из-за санкций. Тем не менее в «ЛУКОЙЛе» обещают завершить ремонт установки в кратчайшие сроки для того, чтобы уже нынешней весной Нижегородский НПЗ заработал на полную мощность.
Выход из сложившейся ситуации Министерство энергетики РФ видит в сокращении российскими нефтяными компаниями объемов экспорта топлива, чтобы обеспечить им в приоритетном порядке внутренний рынок.
- Производство автомобильного бензина на российских предприятиях полностью обеспечивает все потребности внутреннего рынка, товарные запасы составляют почти два миллиона тонн, этого более чем достаточно для удовлетворения спроса, - заявили в ведомстве.
Выход из строя установки на Нижегородском НПЗ не повлиял на обеспеченность бензином России, заявил в конце минувшей недели вице-премьер Александр Новак.
«Другие компании готовы обеспечивать продажу дополнительных объемов и на внутреннем рынке, и в том числе на бирже. Поэтому я не вижу никаких в этом плане проблем, которые дестабилизировали бы ситуацию», - цитируют Александра Новака РИА «Новости».
Сети АЗС «ЛУКОЙЛ» в Вологодской, Ленинградской областях и ряде других регионов Северо-Запада входят в зону поставок Нижегородского НПЗ.
- Но все независимые сети закупают топливо на НПЗ «Славнефть-ЯНОС» в Ярославле, - пояснил «Красному Северу» Сергей Кислухин, генеральный директор ООО «СВ-Нефть», чьи заправочные станции расположены в Вологодской и Ярославской областях.
- В вопросе формирования цены на топливо на заправке логистика играет отнюдь не главную роль, а нефтяные компании имеют доступ к нескольким заводам, если вдруг резервы иссякнут. Что касается поставок в Вологодскую область, то они идут не только из Нижегородской области, но и из Ленинградской, Московской областей, из Татарстана. Поэтому дефицита топлива точно не будет, - соглашается руководитель регионального научно-технического центра ЧГУ, кандидат технических наук Алексей Ударатин.
Опт растет
Тем не менее авария на Нижегородском НПЗ и, соответственно, снижение предложения на рынке подстегнули рост оптовых цен на топливо.
- Оптовые цены каждый день прибавляют 1-2%. Для сравнения: 10 января АИ-92 стоил 42 тысячи рублей за тонну, АИ-95 - 43 тысячи рублей. В конце минувшей недели 92-й бензин стоил на бирже уже 47 тысяч рублей, 95-й - свыше 50 тысяч рублей за тонну. На вскидку, рост цен за это время уже составил порядка 20%, - рассказал Сергей Кислухин.
Особенно болезненно эта ситуация бьет по независимым сетям АЗС. В отличие от крупных игроков у них нет своей нефтепереработки, а бензин и дизтопливо они вынуждены закупать в мелком опте у крупных компаний - «Роснефти», «Газпромнефти» и других.
- Какое-то время мы будем вынуждены торговать себе в убыток, наблюдать за рынком, а потом, если оптовые цены продолжат расти, мы также будем вынуждены увеличивать ценники на заправках на 20 - 30 - 50 копеек в неделю. Причем произойти повышение может в самое ближайшее время. Крупные компании могут переложить удорожание на другие виды бизнеса - переработку, экспорт и другие. Небольшие независимые сети удешевить процесс не могут. Мы покупаем топливо на заводе, плюс доставка, налоги и зарплата, аренда, ремонты и обслуживание. У нас сейчас просто нет денег ни на открытие новых АЗС, ни на переоборудование старых, - отмечает Сергей Кислухин.
По его мнению, прежде всего необходимо сдерживать цену в оптовом сегменте. Только в этом случае удастся контролировать стоимость топлива и на заправках.
И вот о своем намерении вмешаться в ситуацию с оптовыми ценами заявила ФАС.
«На Биржевом комитете ФАС приняла решение запросить данные ВИНК о разнице динамики цен бензина и дизеля в оптовом и мелкооптовом сегменте. В декабре 2023 года оптовая стоимость нефтепродуктов значительно снизилась. Однако, как показывает мониторинг, это не в полной мере нашло отражение в мелкооптовом сегменте. Служба в ближайшее время направит запросы информации в компании о необходимости представить динамику изменения цен с сентября 2023 года по настоящее время», - говорится в сообщении ведомства.
Ждем топливный кризис?
Наверняка многие еще не забыли топливный кризис, разразившийся летом и осенью минувшего года. Тогда на фоне двукратного сокращения демпферных выплат (компенсаций нефтяникам из бюджета за поставки на внутренний рынок по ценам ниже экспортных) произошло резкое повышение оптовых и розничных цен на бензин и дизтопливо. В конце сентября средняя стоимость АИ-92 на заправках области составляла немногим менее 52 рублей за литр, на АИ-95 - вплотную приблизилась к 56 рублям.
После того как Правительство ввело запрет на экспорт бензина и дизтоплива, цены понемногу отыграли назад.
По данным Вологдастата, в конце декабря средние цены на АИ-92 и АИ-95 составили 50,57 рубля и 54,35 рубля за литр соответственно (фактически на уровне цен в ноябре). При этом средняя стоимость дизтоплива прибавила за месяц почти 2% и достигла 65,78 рубля за литр. По информации специализированного портала fuelprices.ru, стоимость 92-го бензина пока не изменилась. А вот средняя цена 95-го бензина поднялась на девять копеек - до 54,44 рубля за литр, ДТ - на семь копеек - до 65,85 рубля за литр.
Но сейчас внутренний рынок защищен работой демпферного механизма, курс рубля стабилизировался, серый экспорт ограничен заградительными пошлинами, а ремонт НПЗ планируется проводить вне сезона высокого спроса или хотя бы не одновременно на всех предприятиях. Топливо на заправках все равно дорожать будет. Этому будет способствовать повышение акцизов почти на 5%. Свою роль могут сыграть и внешнеполитические факторы.
Комментарии
Алексей Ударатин, руководитель регионального научно-технического центра ЧГУ:
- На днях полный бак дизеля обошелся мне более четырех тысяч рублей. Это у нас в Череповце. В Ярославской области в 40 километрах от Грязовца на заправке той же сети полный бак пару недель назад обошелся мне дешевле на 6%. Конкуренция у соседей, знаете ли, жестче. А у нас только «красно-белые» весь рынок «затоптали». Поэтому остальные крупные федеральные сети не видят особого смысла снижать цены. В целом за 2023 год топливо подорожало почти на 10%, что превысило официальную инфляцию (в конце декабря этот показатель равнялся 7,42%). При этом в 2022 году динамика роста цен не превысила 2%. Если же взять данные за последние 10 лет, то цифры выглядят еще более впечатляющими: за это время дизельное топливо подорожало на 58,6%, а бензины 92-й и 95-й - на 47%.
Сергей Кислухин, генеральный директор ООО «СВ-Нефть»:
- Первый толчок инфляции и роста цен дает все-таки подорожание топлива. Аграриям необходимо заправить трактор для того, чтобы выехать в поле, привезти корм на фермы и так далее. Соответственно, вынуждены повышать цены на свои услуги перевозчики грузов и пассажиров. Отсюда рост цен на товары в магазинах, услуги стройкомплекса и так далее. Пока топливо будет дорожать, мы не сможем бороться с высокой инфляцией. К сожалению, у нас пока занимаются лечением симптомов, а не самой болезни. На мой взгляд, на уровне федерального законодательства необходимо стимулировать нефтяные компании вкладываться в переработку, а сети, как крупный, так и малый и средний бизнес, развиваться и конкурировать между собой, что позволило бы снижать цены на топливо.
Комментарии (0)