Почему оформлять право собственности нужно вовремя

statics/images/arcticles/052018/30052018xaa2e8764.jpg
Евгения Чикурова считает, что представители власти не уделили должного внимания проблеме ее семьи.
Фото автора
Большая и дружная семья Катичевых столкнулась с проблемами при оформлении права собственности на два родительских дома. 

Семеро по лавкам

В своем письме в редакцию Евгения Чикурова, в девичестве Катичева, пишет о том, какими замечательными людьми были ее родители - настоящие сельские труженики, вырастившие семерых детей. 
Первому дому, принадлежавшему этой большой семье, сейчас, считай, уже 100 лет. Второй - рядышком - они построили в начале 60-х.
- Мне было тогда 16 лет, старшему брату - 19, он работал трактористом. Вся тяжесть строительства легла на него с отцом - по пояс в снегу вручную пилили лес, вывозили его трактором, - вспоминает то время Евгения Кирилловна. - Самый старший брат заканчивал учебу в морском училище, получал стипендию - 30 рублей, а 20 из нее почти два года посылал отцу на строительство. 
В 1964 году мы переехали в новый дом.
Дети уехали из деревни, обзавелись семьями, получили квартиры, устроились на работу. При этом все они, теперь уже с домочадцами, почти каждый выходной ездили домой - в Гребенево. Даже после смерти отца в 1990 году мать до глубокой старости держала корову, теленка, внуки все лето жили у нее. Так что в деревню дети приезжали не только отдыхать, но и помогать матери. Работали много - косили траву, заготавливали сено и дрова, обрабатывали землю. Места в двух домах хватало всем.
- Никаких разговоров о наследственных делах между нами никогда не было, - говорит Евгения Кирилловна. - Жили дружно!

В равных долях

В 1988 году отец этого большого семейства решил подарить оба дома своим детям. В договоре Кирилл Михайлович четко оговорил, что дарит свое имущество в равных долях своим четырем сыновьям и дочери. Договор дарения, как тогда было положено, зарегистрировали в сельсовете.
Когда в 1999 году умерла и мама, новый дом на семейном совете «закрепили» за младшим братом и его семьей, а старый получил статус «общего».
- Братья были согласны, что у нового дома должен быть один хозяин, - отмечает Евгения Кирилловна. - Я к тому времени купила дом в соседней деревне и ни на что не претендовала.
В течение последующих трех лет ушли из жизни два брата, в 2008 году - бездетная сестра-инвалид. Из указанных в договоре дарения людей сегодня в живых остались только двое - Виктор и Анатолий. Они ремонтировали здания и заборы, обкашивали прилегающую территорию, обрабатывали землю, платили налоги. Конечно, мысли о том, чтобы как-то оформить эти два дома, у братьев периодически возникали, но до реальных действий дело не доходило.

Комментарии

Александр ЮЛИН, первый заместитель главы Кирилловского муниципального района:
- Безусловно, прежде чем комментировать эту ситуацию, нужно тщательно разобраться в документах. Но требование суда о том, что наследники умерших братьев должны официально выразить свою волю относительно этих домов, которое, как я понял, особенно возмущает Евгению Кирилловну, на мой взгляд, абсолютно закономерно. Ведь умершие братья не отказались от своей доли в общем имуществе, подаренном им отцом. 
Значит, эта доля является частью их наследства, 
на которое могут претендовать их дети. Возможно, в данной ситуации все не так однозначно и между родственниками есть какие-то спорные вопросы. Тогда тем более без суда не обойтись.

Алла ШМАКОВА, ведущий специалист по методической и правовой работе Нотариальной палаты Вологодской области:
- Дети стали собственниками подаренного отцом имущества. В случае смерти одного из собственников его имущество входит в состав его наследства (ст. 1112 ГК РФ). Наследниками первой очереди являются дети, супруги, родители умершего (ст. 1142 ГК РФ). Следовательно, дети умерших братьев являются наследниками их имущества, и их дяди к их наследству отношения не имеют. Выдача нотариусом свидетельства о праве на наследство направлена на подтверждение уже существующего бесспорного права наследования. Поэтому, как только возникают какие-либо споры в отношении наследуемого имущества, нотариус абсолютно правомерно направляет граждан в суд.

Окончательное решение юридически закрепить за каждым из них по дому созрело только в прошлом году. Тут-то и выяснилось, что сделать это можно только через суд.

До суда не дошло

Оба брата подали исковые заявления в Кирилловский районный суд.
Как они написали в своих исковых заявлениях, нотариус отказал им в выдаче свидетельства о праве на наследство, так как пропущен срок обращения с заявлением о принятии наследства. 
Однако до суда дело так и не дошло: братья отозвали свои иски. Возможно, решающую роль в этом сыграло предварительное требование суда обеспечить явку или нотариально заверенный отказ от наследства (либо согласие его принять) всех пятерых наследников умерших братьев.
По крайней мере, именно такой вывод напрашивается из объяснения, которое приводит в своем письме в редакцию Евгения Чикурова: «Самое трудное - услышать, что 15 лет спустя после смерти братьев надо просить о чем-то их наследников. 
Их пятеро, живут в разных городах. Было стыдно. Мы всегда уважали волю своих родителей, а они - своих».
На сегодня эта история закончилась визитом братьев в МФЦ, где на основании дарственной они вступили в наследство, получив по одной пятой доли в каждом из двух домов - по-другому равные доли никак не получить. А вот судьба остальных долей по-прежнему находится в «подвешенном» состоянии.
Евгения Кирилловна убеждена, что эта ситуация сложилась по одной-единственной причине: никто не хочет вникнуть в суть дела.По ее логике, братья уже 30 лет являются собственниками этих домов - с того момента, как оформленный их отцом договор дарения 5 сентября 1988 года был зарегистрирован в сельском совете.
Лидия Кузнецова, заместитель главы Алешинского сельского поселения Кирилловского района, в состав которого входит деревня Гребенево, комментируя претензии Евгении Кирилловны, говорит:
- Как мы могли выдать ей справку о том, что ее брат уже 17 лет живет в доме № 6, что никто из наследников не вступал в наследство? Ее брат зарегистрирован и живет в Череповце, дом в Гребеневе - это у него дача, насколько мне известно. По поводу наследников у нас вообще никаких сведений нет. Естественно, мы посоветовали ей решить эти вопросы в судебном порядке.
Кирилловский район

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: