О музее пароходства, или Почему Никита Михалков свой фильм снимал в Швейцарии

Взяться за перо меня заставила фотография времен Отечественной войны из Вожеги, опубликованная в «Красном Севере» от 05.11.14 года, на которой изображен трактор - памятник времен Отечественной войны, по выражению газеты, «превратившийся в мемориал ржавчины». Не нашлось никого, чтобы поухаживать за этим немудреным сооружением. А сколько бесценных экспонатов исчезло из музейных комнат, уголков славы, с досок почета за время перестройки? Утрачивается память о прошлом, героическом и трагическом, и это недопустимо. Похожая история произошла и с музеем речников в Вологде. 
Лет пятьдесят тому назад по инициативе деятельного начальника Сухонского речного пароходства М. П. Драйцуна в клубе речников был создан музей, который рассказывал о восстановлении и развитии судоходства на Сухоне. Особо был выделен период Отечественной войны, когда в сложнейших навигационных условиях речники обеспечивали перевозки, связанные с обороной Советского Заполярья. Хорошо оформленные стенды отражали успехи послевоенных пятилеток. Впечатляли модели судов всех серий, построенных на предприятиях бассейна. А главное - это фотографии, воспоминания, награды и ордена многих заслуженных ветеранов. Не стало пароходства, опекавшего музей, не стало и музея. Все самое ценное, не только в духовном, но и в материальном смысле, растащено. Остальные экспонаты превратились в свалку. 
Нет достойных экспозиций о речном транспорте и в других музеях Вологды. Память о былом Сухоны неумолимо истощается. Пытаются собрать и сохранить хоть что-либо лишь отдельные энтузиасты вроде Александра Кубарева - речника в четвертом поколении, вложившего в свой компьютер десятки тысяч единиц ценнейшей информации.
Пренебрежение к сохранению прошлого порой принимает курьезный характер. Известный кинорежиссер Никита Михалков волжскую натуру своего фильма «Солнечный удар» снимал в Швейцарии. В России для этого не нашлось условий и парка колесных пароходов. А в других странах действующими раритетными экспонатами - этими же пароходами - радуют людей, зарабатывают деньги, и, главное, так поддерживается память о прошлом.
Действующие пароходы нам, конечно, не восстановить. Но почему Вологде не иметь если не музей, то хотя бы добротную экспозицию о «водоходстве»? Ведь Вологда как водно-транспортный узел приобрела известность значительно раньше, чем справедливо увековеченные вологодское масло и вологодские кружева. Наконец, само название город получил от реки. И место для этого вполне подходящее есть - Петровский домик со сквером. Петр I был создателем регулярного флота, из Вологды он уходил со своей флотилией «прорубать окно в Европу». Отсюда отбыл в Англию первый российский посол - вологжанин Непея, кстати, дом потомков которого не сохранили уже в наше время. Здесь, у речного вокзала, с открытием навигации торжественно провожали пароходы в первый рейс. 
В воссозданном хотя бы одном здании подворья Гоутмана могла бы разместиться флотская экспозиция; на покоящихся под клумбами остатках фундамента уничтоженной церкви Федора Стратилата, слывшей в народе «царской», неплохо бы поставить часовенку. Тогда по праву можно вернуть этому месту утраченное название - «Исторический уголок Вологды», связанное с пребыванием в городе Ивана Грозного и Петра Первого. Согласитесь, слишком сиротливо ныне выглядит Петровский домик со своей скромной экспозицией, и повысить его познавательную и туристическую привлекательность не помешало бы.
Скажут - размечтался! Но почему же? Восстанавливаем же мы порушенные храмы, приводим в порядок старинные постройки, может, дойдет очередь и до этого предложения. Прошлое Сухоны достойно того! В Воронеже, к примеру, уже возрожден линкор Петра I.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: