«Нужно думать о том, как решения отразятся на уровне счастья людей»

statics/images/arcticles/042023/05042023x56b8f332.jpg
По словам Дмитрия Горбачева (в центре), 2023-й станет для него годом посещения округов и районов, где вместе с местными властями и бизнесом будут обсуждаться инвестпроекты, направленные на развитие территорий.
Фото Даниила Зинченко

Ситуация вокруг нас стремительно меняется, а вместе с ней - и устоявшиеся подходы к различным вещам. О том, в каком направлении идет сегодня трансформация социально-экономической политики региона, что муниципалитеты могут выбрать из «инфраструктурного меню», какие направления станут точками роста для Вологодчины, мы говорим с первым заместителем губернатора области Дмитрием Горбачевым. 

Образ будущего

- Дмитрий Николаевич, областные власти выступили с предложением формирования регионального «инфраструктурного меню». Можно объяснить более детально, что это означает на практике?

- Мы понимаем, что нам нужна трансформация социально-экономической политики региона. Для оперативного принятия решений необходимо учитывать меняющиеся тенденции в мире, стране и области. В этой связи очень важно не распылять свои ресурсы, а направлять их туда, где будет максимальная отдача. Причем четко понимать специфику каждого округа, района и муниципалитета, их сильные и слабые стороны, возможности и так далее. Например, у Великого Устюга хороший туристический потенциал и на это можно сделать определенную ставку, в том числе посмотреть, что необходимо развить из объектов инфраструктуры для того, чтобы увеличить турпоток и поступления в бюджет. Таким образом, в течение 2023 года мы хотим сформировать подобную стратегию по каждому округу и району исходя из образа будущего конкретного муниципалитета. И «меню» в этом случае - это возможность выбрать разные проекты и получить различный результат. 

- Получается, что и муниципалитетам сейчас нужно быть более активными, в том числе и по участию в федеральных и региональных программах?

- Мы стремимся использовать все рычаги - региональное финансирование плюс уже хорошо зарекомендовавшие себя федеральные программы и нацпроекты: «Комплексное развитие сельских территорий», «Формирование комплексной городской среды», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и многие другие. Данные проекты инициированы по поручению Президента РФ, и они показывают высочайшую эффективность. Здесь нужно понимать, куда муниципалитет должен подавать заявку, какая поддержка в этом ему необходима от региональной власти. К тому же никто не отменяет усилий самих территорий. Посещая районы и округа, я убедился в том, что на местах тоже есть достойные инвестиционные кейсы. Один из примеров - строящийся высокотехнологичный фанерный завод «Плитвуд» в Грязовецком округе. Если же у кого-то из муниципалитетов будет низкая инициатива, то мы будем использовать различные рычаги для того, чтобы ее стимулировать. 

Антикризисный штаб

- Уже больше года экономика области работает в условиях санкций. Как бы вы оценили работу регионального Антикризисного штаба?

- Как новый человек в правительстве области я сам, честно говоря, был удивлен, насколько быстро региональная власть реагирует на меняющиеся обстоятельства. Год назад работа Антикризисного штаба была переформатирована от пандемийной повестки к антисанкционной. К счастью, существенного отрицательного эффекта на региональную экономику ограничения не оказали. Отдельно хотел бы отметить личную лидирующую роль и вовлечение губернатора Вологодской области в работу Антикризисного штаба. В начале марта 2022 года мы ожидали существенной просадки по внутреннему региональному продукту вплоть до 20%. У металлургов закрылись премиальные западноевропейские целевые рынки, куда отгружалась продукция с высокой добавленной стоимостью. Та же самая ситуация была и у предприятий лесного комплекса. Непонятное положение было и с финансовой системой, когда из-за отключения SWIFT у компаний возникли проблемы, как получать деньги за свою продукцию. Ситуацию усугублял волатильный курс рубля, когда доллар вначале взлетел почти до 200 рублей, а потом упал до 60. Возникли сложности и с реализацией инвестиционных проектов, поскольку, как правило, в них использовалось оборудование из недружественных стран, которые резко прекратили с нами сотрудничество. Остановились также поставки комплектующих и сырья из недружественных стран, поэтому предпосылки работы Антикризисного штаба в новом формате были очень непростыми. Необходимые меры были сформированы региональной властью в тесном взаимодействии с ключевыми бизнес-объединениями.

- В какую сумму обошелся пакет антикризисных мер?

- В целом за это время реализовано 36 региональных мероприятий. В 2022 году на пакет антикризисных мер было выделено 2,5 миллиарда рублей. Основные направления - пополнение оборотных средств, помощь в освоении новых рынков сбыта для экспортных компаний плюс инициативы федерального уровня, позволяющие снизить административную и финансовую нагрузки. Первое, что было сделано с точки зрения доступности кредитных ресурсов, - это докапитализация регионального Фонда развития промышленности. В результате девять предприятий получило льготные займы на общую сумму 300 миллионов рублей.  

Кроме того, мы предоставили десять субсидий для возмещения части расходов на транспортировку продукции на экспорт, причем большая часть - это предприятия лесопереработки. К тому же с экспортно ориентированными предприятиями мы работаем также через Минпромторг РФ и Российский экспортный центр, где также действуют льготы уже федерального уровня. 

Стратегические приоритеты

- Вы уже провели несколько встреч с бизнесом в Череповце, Великом Устюге, Грязовце, на которых обсуждалась и стратегия развития региональной экономики. На каких направлениях будет сделан акцент? Какие отрасли могут стать «точками роста»?

- Сейчас мы рассматриваем четыре стратегических приоритета. Первый - развитие промышленности. За счет ухода зарубежных компаний и разрыва цепочек поставок у нас освободились многие ниши, которые потенциально могут занять российские производители. Мы стремимся сделать так, чтобы в регионе возникали предприятия или партнерства, которые работали бы на нужды крупных компаний как в части поставок, так и углубления переработки и создания продукции с высокой добавленной стоимостью. Например, используя металлопрокат, можно выпускать новую расширенную продуктовую линейку. Плюс новые инструменты, которые нам предоставляет федеральный центр, в частности создание промышленных кластеров: это когда несколько предприятий объединяются и создают продукт в сфере импортозамещения. Федеральный центр предоставляет под такие проекты налоговые льготы и субсидирует приобретение первой партии экспериментальной продукции. К слову, в регионе уже есть пул из пяти компаний, которые намерены объединиться в промышленный кластер с целью замещения продукции, которая раньше закупалась в Германии. 

800

миллионов рублей направлено на льготы и преференции для малого бизнеса в прошлом году.

Второе стратегическое направление - развитие малого и среднего предпринимательства. Сегодня в этом сегменте задействовано 207,5 тысячи человек, что составляет 38% от общей численности занятых в экономике области: это крупнейший работодатель Вологодчины. Для сектора МСП мы также разрабатываем дополнительные меры поддержки.

Третий стратегический приоритет - привлечение новых крупных игроков. Сейчас мы делаем ставку на особую экономическую зону. Я называю это третьей точкой опоры после двух крупных налогоплательщиков - «Северстали» и «ФосАгро». Ряд компаний уже подтвердил намерения развиваться в особой экономической зоне, которая будет сформирована в нашем регионе.  

И четвертый приоритет - это сфера туризма. Сегодня мы должны смотреть на эту отрасль не только с точки зрения культурной составляющей, а как на туристические продукты, как на бизнес и дополнительный источник пополнения бюджета. Именно такие продукты мы сейчас и формируем для того, чтобы гости нашего региона могли планировать маршруты своих поездок по Вологодчине. Они должны понимать, что и где можно посмотреть, в каких гостиницах остановиться. Кроме того, мы должны понимать, чего нам не хватает. Например, в Великом Устюге до недавнего времени таким «узким местом» был аэропорт. Сегодня мы планируем развивать этот город не только как вотчину Деда Мороза, но и как центр культурного и паломнического туризма. И таких точек на карте Вологодчины достаточно много. 

- Вы пришли в правительство области из крупного бизнеса. Насколько серьезно отличается управление процессами там и здесь? Какие цели вы ставите перед собой?

- Если в бизнесе прежде всего оцениваются показатели прибыльности компании, доход акционеров и так далее, то здесь задача нашей команды - сделать так, чтобы людям в регионе комфортно жилось, чтобы они хотели здесь оставаться, создавать семьи, продолжать свое развитие, чувствовали, что о них заботятся. Теперь я смотрю на экономику под другим углом. Для меня это стало своего рода внутренней трансформацией. Раньше я думал, что нужно взять региональный бюджет, проанализировать статьи, поставить экономические цели и двигаться к ним. Но сейчас я понимаю, что на уровне региона подход абсолютно другой. Нужно думать о том, как принимаемые решения будут отражаться на уровне счастья людей, которые живут в нашем регионе. 

Мы видим огромное количество вологжан с большими потенциалом и энергией, которые готовы ставить перед собой амбициозные цели и достигать их. А мы им в этом должны помочь!

Интервью Дмитрий Горбачев

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: