«Ночи без звуков взрывов мы можем пересчитать по пальцам»

statics/images/arcticles/032022/02032022x86078708.jpg
Никто не знает, когда мирное население сможет вернуться домой. Конечно, все надеются, что скоро…
Фото автора

Личные впечатления описывает наша коллега, которая побывала в Донецкой народной Республике накануне специальной военной спецоперации. 

Почти мирная жизнь 

Мы приехали в Донецк в середине февраля. Так сложились обстоятельства, что нам необходимо было побывать в ДНР именно в это время. В Донецке жили наши близкие родственники. После их смерти нужно было завершить некоторые дела, разобраться с документами. Обстановка в непризнанной (тогда еще) республике в последние недели уже накалялась, но так было не в первый раз. Эта война, то с затуханием, то с обострением, не прекращается долгих 8 лет, и все потому, что жители Донбасса хотят жить по своим традициям, говорить на своем языке.

Родственники рассказывали, что ночи, когда звуки взрывов не слышны были совсем, за эти 8 лет можно пересчитать по пальцам. Но в последние недели канонада заметно усилилась. 

Вечером 18 февраля была объявлена экстренная эвакуация мирного населения. 

По местным республиканским каналам запустили ролики с адресами эвакопунктов, где формируются автобусы в Российскую Федерацию. В информационных сообщениях пояснялось, что необходимо с собой взять, куда прийти, к кому обратиться. 

Первыми из Республики вывезли воспитанников детского дома. Автобусы с малышами приняли в Ростовской области. Вслед за ними к эвакопунктам потянулись жители поселков, расположенных рядом с линей соприкосновения. На этих территориях и в минуты затишья спокойной жизни не было. 

20 февраля стал важным днем для жителей Республики. Глава соседнего государства - ведущей мировой державы - Российской Федерации Владимир Путин официально признал независимость республик ДНР и ЛНР. Это давало надежду на спокойствие на границах, защиту от внешней угрозы со стороны Украины и в итоге на мирную жизнь. 

- Ну теперь, когда в следующий раз приедете, мы, может быть, уже одним государством с вами будем, - так говорили нам дончане. 

Однако военная угроза сохранялась: реакция Украины на признание Республик могла быть любой. В том числе это могло быть и усиление атаки на линии соприкосновения. Поэтому отъезд мирных жителей продолжался. 

Домой! 

22 февраля мы приехали на вокзал. Автобусы на Москву уходили почти каждый час, и все они были заполнены пассажирами. Билеты были раскуплены до 25 февраля. 

Подождав три часа на чемоданах, мы все-таки погрузились в автобус. Только когда в окне замелькали дома и перекрестки, нервное напряжение стало отступать. Видимо, то же самое чувствовали и остальные пассажиры. Потихоньку люди в салоне стали делиться друг с другом пережитыми обстоятельствами. 

- Ваш район Калининский - это центр, - говорили нам дончане, - там всегда достаточно тихо, а вот мы в Петровском районе до 5 утра от взрывов не спим. У нас не только окна, у нас и стены дрожат. 

- В нашем районе снаряд в городскую больницу попал. 

Люди уезжали семьями - увозили из-под обстрелов детей и пожилых родителей. Вот женщина на переднем сиденье везет двух своих детей-подростков и старенькую маму, которой уже больше 70 лет. Бабушка изо всех сил пытается делать вид, что не боится. Но большие голубые глаза полны страха. Вот пожилая женщина с мужем-инвалидом. Мужчина и шагу без костылей ступить не может, но обстановка заставляет отправляться в такой дальний путь. В Москве их ждут родственники. Но у супругов нет российской сим-карты, местная связь перестанет работать после границы, они переживают - как связаться в Москве? Соседи в автобусе обещают помочь. Здесь все и во всем пытались поддерживать друг друга, успокаивать. Но тревога и боль читаются в глазах почти каждого из пассажиров. 

Дорога длится почти сутки - автобус идет через Ростов, Воронеж и далее в Москву. Таможню проходим быстро. 

Водитель раздает жителям Республики миграционные листы. Пункт «время пребывания на территории России» вводит их в замешательство: никто не знает, сколько это продлится, и когда они смогут вернуться домой. Конечно, все надеются, что скоро… 

Татьяна РЫЖКОВА


Мнения


Военная спецоперация на Украине - это жизненно необходимая мера для России 

Александр Гордеев, депутат Законодательного Собрания Вологодской области:

- Президент России Владимир Путин, просчитывая наперед возможное развитие событий, принял очень непростое, но важное решение. Скажи бы кому лет 20 назад, что между русскими и украинцами будет вооруженное противостояние - никто бы не поверил. Мы - братья по крови, славяне! Но как быть, если власть в Украине захватили фашисты и неонацисты, которые русских видят врагами, повсюду сеют русофобские настроения, уничтожают памятники, культуру, русский язык.... Устроили геноцид на Донбассе. Восемь лет бомбили и расстреливали людей, которые не захотели признавать вооруженный переворот на Майдане. Своими героями сделали палачей Шухевича, Бандеру, тех, с кем боролись наши отцы и деды в годы Великой Отечественной войны. Да, мы не хотим войны, но и смотреть на это тоже больше не можем.


У России был один путь: защищать Отечество и русских жителей ДНР и ЛНР 

Геннадий Малышев, первый командир череповецкого ОМОНа:

- На протяжении восьми лет мы видели, как разное украинское руководство игнорирует выполнение Минских соглашений. Киев просто тянет время, он уже трижды назначал и отменял переговоры. У главы государства не осталось иного пути, как объявить о проведении специальной военной операции, которая направлена на защиту нашего с вами Отечества и русских жителей ДНР и ЛНР.


Обезопасить Донбасс и российских граждан - то, что мы вправе сделать

Вячеслав Приятелев, ректор Вологодского государственного университета:

- На территории Украины уже сейчас накоплен критический объем тяжелых вооружений. И это оружие в любой момент может быть направлено против России. Украинская власть полностью перестала быть управляемой и контролируемой даже со стороны своих американских хозяев. Об этом ярко свидетельствует выступление президента Зеленского в Мюнхене с угрозой «заиметь» собственный военный ядерный потенциал. Сидеть и ждать, когда на нашу голову прилетит ядерная бомба, безрассудно. У России есть все возможности, чтобы предотвратить эту угрозу.


У них одна надежда - Россия

Игорь Сидоров, председатель Вологодского отделения «Боевое братство»: 

- Сегодня странно слышать от некоторых людей о том, что Россия поддерживает войну. Россия никогда не поддерживала войны и не выступала их инициатором. Сейчас мы встали на защиту людей, для которых эта война длится уже 8 лет. А еще мы встали на защиту своей Родины, поскольку над нами нависла ядерная угроза. Базы НАТО вплотную подошли к рубежам. Мы долго рассчитывали на переговоры и здравый смысл со стороны западных партнеров, но, к сожалению, здравый смысл не возобладал.


Россия защищает своих жителей и соотечественников

Надежда Тихомирова, председатель Вологодского областного совета ветеранов:

- Мне сложно судить о том, почему операция началась сейчас, но понятно одно: у России просто не было другого выбора. Ее цель - добиться мира. Мы видим, что армия Украины с помощью иностранных наемников подготовилась к уничтожению жителей ДНР и ЛНР. У них одна надежда - Россия. Но защищаем не только русскоязычное население этих территорий, но и себя, своих жителей. Когда к границам нашей страны вплотную стягиваются военные силы, когда обстрелам подвергается наша территория, ничего другого не остается. 

 

Спецоперация ДНР ЛНР Украина

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: