Николай Досталь признался в любви к вологодской ухе

Известный режиссер, который представил на фестивале VOICES новый фильм «Монах и бес», рассказал «Красному Северу», почему уже четыре своих проекта он снял в нашем регионе.

Известный режиссер, который представил на фестивале VOICES новый фильм «Монах и бес», рассказал «Красному Северу», почему уже четыре своих проекта он снял в нашем регионе.
Отпуск в Феропонтово
- «Монах и бес» - четвертый фильм в вашей карьере, снятый в Вологодской области. Чем же вам все-таки приглянулась Вологодчина?
- Все началось с фильма «Мелкий бес» по Федору Сологубу. События картины происходят в 1910-е годы. Для съемок понадобились какие-то деревянные дома, церквушки, улицы, похожие на те, что были в российской провинции начала XX века. В Вологде все это было. Потом снимал «Завещание Ленина» о Шаламове. Ну тут сам Бог велел снимать на Вологодчине. Для «Раскола» просто идеально подошел Кирилло-Белозерский музей-заповедник, для «Монаха и беса» - музей «Семенково». Так и получилось, что сразу несколько своих работ я снимал в вашем регионе. Но скажу, что я не только приезжаю к вам работать, но и с удовольствием отдыхаю. Почти каждый год бываю у своих друзей в Феропонтове. Люблю ходить на рыбалку, готовить уху, там замечательные озера. В тех краях отлично проводить время в тишине и покое, обдумывать свои будущие проекты.
- Может и следующий проект тоже снимете на Вологодчине?
- Пока об этом рано говорить. Все ведь, как и всегда, упирается в бюджет. Только после нахождения финансирования начинаешь думать, где снимать, в каком регионе. Дело в том, что снять современную историю стоит в десятки раз дешевле, чем исторический фильм. Не нужно тратиться на костюмы, исторический реквизит, поиск достоверной натуры. Но, к сожалению, пока мне не попадается интересный, цепляющий за душу сценарий, действие которого происходило бы в наше время.
- Ваш новый фильм стал единственным отечественным в программе Московского международного кинофестиваля. Вологда - второй город после Москвы, где публика увидела «Монаха и беса».
- Мы действительно остались без больших призов, но все-таки получили две значимые для меня и для продюсеров награды. Первая - приз зрительских симпатий, вторая - приз федерации киноклубов. Это настраивает нас на хороший лад в преддверии выхода ленты в прокат. Хотя, конечно, я понимаю, что все не так просто. Как сказал один известный кинокритик, сейчас у нас кассу делают только «подвиг» или «ржачка». Наш фильм - не то и не другое. Кроме того, чтобы картину зритель заметил, нужно серьезно вкладываться в его предпрокатную раскрутку. На это порой уходит до половины бюджета. А откуда у нас такие деньги, когда мы еле-еле смогли наскрести деньги на фильм, работали над ним целых четыре года? 
Но все-таки, думаю, если «Монах и бес» был в первую очередь отмечен публикой, то и в прокате может быть успешен. В кинотеат­рах его можно будет увидеть с 8 сентября.
Год тишины
- Многие режиссеры жалуются на слабый интерес российской публики к родному кино. Поможет ли отрасли квотирование отечественной и зарубежной кинопродукции в прокате?
- Лично я против какого-либо квотирования, отношусь к нему плохо. Такими мерами невозможно заманить зрителя в кинотеатры. Да и сами прокатчики, люди неглупые, будут ставить эти навязанные им фильмы в не самое удобное для публики время, освобождая прайм-тайм под кассовые проекты. Будут крутить российские фильмы только для галочки: «Смотрите, у нас 20% - отечественное кино!» Думаю, что должна быть конкуренция за зрителя, а уже сама публика пусть решает, что она хочет смотреть в кинотеатрах.
- Если говорить об отношении в обществе к кинематографу, то меняется ли оно в лучшую сторону, учитывая, что сейчас в России вовсю отмечается Год отечественного кино?
- Я бы сказал так: дайте календарю отдох­нуть! У нас постоянно какие-то праздники: то у нас Год литературы, то культуры, то теперь Год кино. От этого ни кино, ни литературе лучше, к сожалению, не становится. Лучше бы направляли высвободившиеся бюджетные деньги на поддержку талантливых авторов, художников, режиссеров, на реализацию интересных проектов, напечатали какое-нибудь собрание сочинений. Я вообще объявил бы в России один Год тишины и покоя. Мне, к сожалению, не кажется, что отношение к кинематографу меняется в лучшую сторону. В частности, это связано с финансированием, с проблемами, которые испытывает страна в экономике. Чтобы снять фильм, нужно задействовать целую отрасль - кинопроизводство. Это не литература, живопись или музыка, где можно обойтись порой столом, ручкой, кистью, мольбертом, бумагой. Для съемок нужны десятки специалистов, большое количество техники, серьезные финансовые вливания. Понятно, что государству трудно полноценно финансировать кинематограф.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: