Налог по кадастру: платить или отложить?
937
Одна из самых обсуждаемых экономических тем нынешней осени - введение для физических лиц и организаций с 1 января 2016 года уплаты имущественного налога исходя из кадастровой стоимости. Мы предлагаем две точки зрения по этому вопросу - заместителя председателя Общественной палаты Вологодской области Николая Шохина и заместителя губернатора, начальника департамента финансов Валентины Артамоновой.
Николай Шохин: «Необходимо найти компромисс»
Налоговая политика кроме функции обеспечения формирования доходной части бюджетов обязана выполнять функцию стимулятора экономического роста и повышения уровня и качества жизни граждан. Причем главные администраторы этих функций - органы государственной власти и органы местного самоуправления - не должны (законодательно не имеют права) противопоставлять эти функции друг другу, исполнять одну в ущерб другой.
Весьма показательно характеризует взаимоотношения власти и гражданского сообщества (частью которого является малое и среднее предпринимательство) современная дискуссия о проектах областных законов «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество» организаций» и «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения». Оба закона являются налоговым обременением практически для всего трудоспособного населения Вологодской области.
В данной ситуации принципиальное значение имеет продолжающийся в 2015 году факт экономической рецессии в России, выражающийся сокращением показателей роста валового внутреннего продукта, валового регионального продукта, индексов производства по отраслям, ограничением спроса на трудовые ресурсы, падением доходов организаций и граждан. Дополнительные затраты у юридических и физических лиц возникают с ростом цен на товары первой необходимости и лекарства, платежей за коммунальные услуги, транспортных расходов, обязательных платежей за капитальный ремонт домов. Отрицательное влияние на доходы граждан и организаций имеют инфляция и падение курса рубля по отношению к доллару и евро. В данных условиях, с учетом обязательности выполнения майских указов Президента РФ, заявляемого руководством страны неукоснительного соблюдения всех социальных обязательств перед населением, предельно остро стоит задача для органов государственной власти, органов местного самоуправления найти компромисс во взаимодействии с большинством населения страны, в частности, в вопросе обложения земельным налогом и налогом на имущество физических и юридических лиц.
Необходимо, на мой взгляд, продолжить дискуссию о двух проектах областных законов, в частности, на площадке Общественной палаты Вологодской области с участием всех заинтересованных сторон, сняв с повестки срок принятия областных законов и вступления их в силу с 1 января 2016 года. В случае невозможности такого решения - принять законы с поправками, минимизирующими налоговую нагрузку в 2016 году до ее уровня в 2015 году для юридических и физических лиц. Это первое. Второе - провести дополнительную экспертизу с участием органов местного самоуправления, ОП, НКО кадастровой стоимости земель в рамках муниципальных районов и государственных органов Вологодской области. Третье - отдельной рабочей группой определить оптимальную методику оценки, стоимости имущества организации, а также алгоритм ее реализации для органа, разрабатывающего методику. В компетенции данной группы также - разработать предложения по индивидуальным оценкам кадастровой стоимости объектов для различных категорий юридических лиц. Четвертое - самостоятельной рабочей группой разработать оптимальную методику оценки имущества физических лиц. Пятое - утверждая объект, ставку, методику, технологию налогов, гарантировать ее стабильность на пятилетний срок, с возможностью пролонгации.
Валентина Артамонова: «Переход не будет жестким»
Возможность перехода к новому налогообложению имущества организаций исходя из кадастровой стоимости у регионов появилась еще два года назад, а по физическим лицам - год назад. При этом Вологодская область подошла к этому вопросу взвешенно.
В течение 2014 - 2015 годов в регионе велась кропотливая работа в рамках межведомственной рабочей группы по формированию перечня объектов коммерческого назначения, подлежащих налогообложению и оценке финансовых последствий для бюджета и налогоплательщиков от введения нового порядка исчисления налогов.
Введение нового порядка налогообложения не только требование времени, но и решение ряда задач, направленных на увеличение доходной базы областного и местного бюджетов, поскольку сегодня область испытывает недостаток средств для финансового обеспечения перво-очередных расходов.
Вторая причина - это выполнение требований Минфина по поиску резервов для увеличения доходной базы региональной казны.
Кроме того, эти шаги направлены на легализацию налогооблагаемой базы, поскольку объекты недвижимости укрыть от налогов очень сложно.
Поступление налога на имущество организаций от кадастровой стоимости планируется в 2016 году в объеме 188 миллионов рублей, в 2017 году - 254 миллионов и в 2018 году - 318 миллионов рублей. Что касается поступлений по налогу на имущество физических лиц, то в 2017 году они оцениваются в 638 миллионов рублей при сборе налога за 2014 год 456 миллионов. Рост налоговой базы произойдет за счет расширения перечня налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей и лиц, владеющих недвижимостью без инвентаризационной стоимости. Под эту категорию подпадают и ИП, применяющие специальные налоговые режимы по торговым объектам, точкам общественного питания, бытового обслуживания, офисам, включенным в специальный перечень объектов недвижимости, подлежащих налогообложению. Но их число невелико. Налог будут уплачивать 5% (795) организаций и 11% (3146) предпринимателей.
Конкретные примеры влияния нового порядка налогообложения говорят о посильной нагрузке на бизнес. Для организаций розничной торговли и общественного питания сумма налога даже при максимальной ставке 2% соответствует двух-пятидневной выручке.
Переход на новый порядок уплаты налога не будет жестким и для населения. Планируется предоставление пакета налоговых преференций.
В отношении физических лиц - освобождаются от налога пенсионеры, инвалиды, чернобыльцы, участники войн и другие социальные категории населения. Предусматриваются и налоговые вычеты. Независимо от количества объектов не будут облагаться налогом 50 квадратных метров площади жилого дома, 20 квадратных метров квартиры, 10 - комнаты. Помимо этого в течение первых четырех лет с момента введения налога на имущество исходя из кадастровой стоимости будет действовать понижающий коэффициент.
Для торговых объектов на территории сельских поселений, за исключением административных центров районов и поселений, на 2016 год планируется установить минимальную ставку налога в размере 0,2%. И начиная с 2017 года ставка будет увеличиваться с шагом 0,2% ежегодно на протяжении девяти лет. Таким образом, мы учли пожелания потребкооперации и предпринимателей, работающих в глубинке. Для остальных налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, устанавливается поэтапный переход к изменению уровня налоговой нагрузки - ставку налога на 2016 год планируется предусмотреть в размере 1%, на 2017 год - 1,5%, с 2018 года - 2%.
Налог не распространяется на объекты недвижимости, используемые для оказания услуг по присмот-ру за детьми, оказания медицинской деятельности, техобслуживания и ремонта автомобилей.
В данный ситуации уместно вспомнить показательный пример с НДФЛ. После многолетней острой национальной дискуссии решение о снижении ставки налога с 35% до 13% (почти в три раза) привело к увеличению его поступления в бюджет в 2,5 раза.
Николай Шохин
Новый порядок налогообложения позволит восстановить социальную справедливость. Дело в том, что сейчас не облагается налогом жилье, построенное в 2013 - 2015 годах. А это более 30 тысяч объектов. Только по городским округам дополнительные доходы за 2017 - 2021 годы по таким объектам оцениваются в 300 миллионов рублей.
Валентина Артамонова
Комментарии (0)