На Вологодском вагоноремонтном заводе воссоздают легендарный ВСП № 312

26 июня исполнится ровно 75 лет с того дня, как был сформирован и ушел в свой первый рейс легендарный военно-санитарный поезд № 312 - ВСП № 312. К этой дате на Вологодском вагоноремонтном заводе, где формировался состав, решили воссоздать один из его вагонов, разместив в нем основные подразделения поезда. 
Вечный огонь славы
Вологодский вагоноремонтный завод - предприятие, хорошо известное многим жителям города: в нынешнем году оно отмечает свое 110-летие. Завод, который изначально носил название «Тяговые мастерские Вологды», был первым промышленным предприятием города. Однако далеко не все знают, что завод - это еще и своеобразный мемориальный комплекс, в котором Великая Отечественная война занимает особое место. Больше тысячи работников ВПВРЗ по призыву и добровольно ушли на фронт в первые дни войны, а вот вернулись назад лишь немногие. Сегодня на предприятии бережно хранят память не только о тех, кто прославил свое имя в жестоких боях, но и о сотнях безымянных героев, которые когда-то работали здесь. 
Прямо перед входом на территорию завода находится так называемая плац-парадная площадь. Именно здесь проходят все торжественные мероприятия и, в частности, ежегодный митинг, посвященный Дню Победы. В прошлом году у расположенного на площади мемориального комплекса был зажжен Вечный огонь, и Вологодский вагоноремонтный завод стал первым предприятием области, на территории которого горит такой огонь. Здесь же, на Стене памяти, высечены около 300 фамилий заводчан - участников Великой Отечественной войны.
- На фронт по призыву и добровольно ушли больше тысячи работников завода, - рассказывает сопровождающий нас заместитель генерального директора Александр Кононов. - В основном на стенде имена тех, кто, отвоевав, вернулся на завод, а вот большинство имен погибших восстановить не удалось.
Тем не менее благодаря поисковой работе ежегодно список пополняется новыми именами. На территории завода немало памятных знаков, которые рассказывают о героях и событиях Великой Отечественной. Это мемориальные доски на цехах, где работали Герои Советского Союза Александр Панкратов, Игорь Каберов, Сергей Орешков и Анатолий Маракасов. Александр Панкратов первым, еще до Александра Матросова, закрыл своей грудью амбразуру вражеского дзота. В 1943 году его подвиг повторил бывший слесарь вагоносборочного цеха ВПВРЗ Сергей Орешков. 
Анатолий Маракасов погиб при освобождении Украины. А вот Игорю Каберову, начинавшему свой трудовой путь на заводе, посчастливилось исполнить юношескую мечту - стать летчиком-истребителем и вернуться живым. Недавно совет ветеранов завода выступил с предложением к городским властям назвать именем Игоря Каберова одну из улиц в Южном микрорайоне Вологды.
На центральной аллее установлены стенды, запечатлевшие ключевые события Великой Отечественной войны - битву за Москву, битву за Сталинград, битву за Кавказ, оборону Ленинграда и другие.
В прошлом году, к 70-летию Победы, в заводском музее подготовили большую экспозицию, посвященную Великой Отечественной 
войне и вкладу предприятия в Победу, выделив для нее специальный зал. В этом зале бережно хранятся уникальные экспонаты - документы, фотографии, личные вещи фронтовиков, собранные за долгие годы самими заводчанами или переданные в дар музею ВРЗ родственниками и близкими погибших.
«Мы шли к любви и милосердью»
ВСП № 312 стал первым и лучшим из 288 санитарных поездов, сформированных в годы войны.
Два года назад в заводском музее была создана инсталляция «ВСП-312 уходит на фронт», запечатлевшая момент передачи начальнику поезда ключей от состава, готового к отправке. К слову, экспонаты для вагона-музея собирали всем миром, ориентируясь на военные фотографии.
Надо сказать, что поезд состоял из 19 вагонов, каждый из которых имел свое назначение: четыре вагона - для тяжелораненых, еще семь - для тех, у кого ранения были легкими. В поезде были выделены специальные вагоны под аптеку, операционную, баню, электростанцию, склад-холодильник и другие необходимые помещения для жизнеобеспечения поезда.
- Вообще, стандартный состав военно-санитарного поезда - 18 вагонов, - поясняет наш экскурсовод по музею, председатель совета ветеранов завода Сергей Румянцев. - А вот 19-й вагон, судя по всему, удалось где-то раздобыть позже, и он был присоединен к составу уже по решению начальника поезда.
В «приватизированном» 19-м вагоне разместили свинарник, в подвагонных ящиках обитали куры-несушки. И свинина, и свежие яйца были дополнением к столу раненых. Более того, на крышах вагонов были устроены грядки, где выращивали лук, салат и редиску и этой витаминной зеленью подкармливали солдат.
- Неужели все это правда? - удивитесь вы, как удивились и мы.
- И это далеко не вся правда! - заверил Сергей Александрович. - В поезде была обустроена жестяная мастерская, где из банок из-под тушенки делали кружки, лейки, кастрюльки, терки и многое другое. Это все продавалось, а вырученные деньги перечисляли в Фонд обороны. За годы войны коллектив поезда перечислил в него 130 тысяч рублей.
Поезд совершил десятки рейсов, пройдя 200 тысяч километров - расстояние, равное пяти кругосветным маршрутам, и перевез более 25 тысяч раненых.
Книга о ВСП № 312
В декабре 1944 года по заданию редакции Вера Панова, работавшая журналисткой в городе Молотове, совершила за два месяца четыре рейса в военно-санитарном поезде № 312. 
«Пребывание в коллективе ВСП-312 имело то значение, что тут я окончательно поняла: я буду писателем, потому что не могу им не быть, не могу не рассказать о жизненном подвиге этих людей», - написала об этом времени Вера Панова.
Вскоре малоизвестная журналистка написала повесть «Спутники», которая стала самой громкой литературной сенсацией 1946 года, известной на весь Советский Союз. В 1965 году на основе повести по сценарию Веры Пановой режиссер Петр Фоменко создал фильм «Поезд милосердия», а десятилетием позже - телефильм «На всю оставшуюся жизнь». 
18 июня 1945 года поезд посетила комиссия Главсанупра. Ею было отобрано для военно-медицинского музея Красной Армии 156 реликвий ВСП-312, в том числе два образцово-показательных вагона. Туда же на хранение было передано и переходящее Красное Знамя. 
Завершить работу по организации музея ВСП № 312 на Вологодском вагоноремонтном заводе планируют уже в ближайшее время. Со временем музей-вагон будет доступен для посещения. Такая традиция на заводе существует давно, и его гостями по согласованию с администрацией постоянно становятся организованные группы школьников и учащихся.
- Мы хотим, чтобы вологжане, особенно молодежь, смогли наглядно увидеть, как это было, - говорит руководитель предприятия Николай Бачкарев, - смогли ощутить атмосферу того времени, атмосферу подлинного героизма, сострадания и милосердия, которая царила в ВСП № 312.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: